Что такое кайдзен. Объясняем простыми словами
Кайдзен (яп. 改善 — «улучшение», «изменение к лучшему») — подход к ведению бизнеса, основанный на философии постоянного совершенствования. Его главная идея состоит в том, что небольшие и последовательные положительные изменения в итоге приведут к значительным улучшениям. Проще говоря, кайдзен — это особая корпоративная культура с японскими корнями. Он подразумевает высокую мотивацию и командный дух работников, их готовность к поиску решений. Также кайдзен предполагает участие всех сотрудников компании в постоянном совершенствовании рабочего процесса и профессиональных навыков на всех этапах производства. В ходе совершенствования нужно распределить каждый процесс на этапы и тщательно их проанализировать, убирая ненужные и уменьшая лишние траты на каждом из них. Кайдзен также подразумевает то, что если какой-то механизм или коллектив может работать лучше, то нужно добиваться этих улучшений. При этом проблемы и возможные ошибки необходимо обсуждать в коллективе, а начальство должно обеспечивать нижестоящим сотрудникам обратную связь. Главная цель методологии кайдзен — оптимизация и удешевление процесса, а также обеспечение качества продукции. Пример употребления на «Секрете» «Рэй Далио, один из самых влиятельных финансистов мира, рассказывает, как он учился анализировать свои действия, чтобы избегать повторения ошибок. Это стремление к совершенствованию ради максимальной производительности очень близко признанной во всём мире философии кайдзен». (Из материала о лучших книгах лайфхаков для топ-менеджеров.) История Кайдзен как вид бизнес-философии берёт начало в послевоенной Японии. При этом считается, что на его формирование повлиял американский учёный У. Эдвардс Деминг — разработчик методов статистического контроля качества. Для восстановления разрушенного производства США посылали в Японию консультантов — инженеров и менеджеров, которые делились с коллегами опытом. Отталкиваясь от их идей и основываясь на собственных методах работы, японские рабочие кружки и создали кайдзен. Основной вклад внесли рабочие компании Toyota, основоположники метода бережливого производства , в который и входит кайдзен. В 1986 году токийский консультант в области рекрутинга Масааки Имаи издал книгу «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний». Именно она сделала концепцию непрерывного совершенствования всемирно известной. Позже Имаи основал в Швейцарии институт по обучению кайдзен. Постепенно из сферы бизнес-процессов кайдзен распространился и на другие области жизни. Метод начали применять для саморазвития и мотивации. Нюансы Имаи выделяет 5 основополагающих принципов кайдзен. - 1. Знайте своего клиента. Выясните, чего он хочет и почему продукт или услуга представляют для него ценность. Знание целей и желаний клиента позволяет улучшить процесс. - 2. Пусть все идет своим чередом. Производственный процесс нужно поддерживать в рабочем состоянии, а каждый сотрудник должен сосредоточиться на максимальном сокращении отходов. - 3. Ходите в гембу . То есть на производство, чтобы посмотреть на процессы своими глазами. - 4. Расширяйте возможности людей. Цели различных групп в рабочем коллективе не должны противоречить друг другу. Руководство обязано предоставлять рабочим оборудование для успешной работы. - 5. Будьте прозрачными. Все улучшения должны быть «осязаемыми и видимыми». Факт Когда метод постоянного изменения к лучшему не работает и необходимо принять более радикальные меры, японцы применяют кайкаку. Это метод радикального изменения рабочего процесса, который требует долгой и тщательной подготовки, стратегического планирования и больших материальных вложений. При этом непосредственная производственная реорганизация занимает считаные дни. Статью проверила: Оксана Карпенко, доцент экономического факультета РУДН