Лондонский филиал Citibank снова попробует вернуть акции банка «Русский стандарт»
Арбитражный суд Москвы рассмотрит исковое заявление лондонского филиала Citibank о взыскании 49% акций российского банка «Русский стандарт». Новое заседание по делу пройдет во вторник, 20 сентября.
Ранее суд отказал лондонскому филиалу Citibank в процессуальной замене на российскую фирму. Это и есть главная интрига в этом запутанном деле, считает британский юрист, управляющий партнер адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» Владимир Гладышев:
Владимир Гладышев британский юрист, управляющий партнер адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» «Тема очень интересная, прежде всего в связи с нынешней политической ситуацией. Хоть она технически запутанная, общий сюжет понятен. Акции банки «Русский стандарт», который является достаточно крупным банком, были в залоге у держателя облигаций. Сделка проводилась через лондонский Citibank. По облигациям был объявлен дефолт, в результате надо объявлять взыскание на налог. А кто это будет делать? Они в залоге у Citibank. Citibank не очень хочет, видимо, идти в российский суд, поэтому он заключил договор на российскую фирму. Но этот договор на уступку прав требования был оформлен хитро — не в виде уступки прав требования, а в виде неизвестного российской юридической науке договора об управлении залогом. Что для английского права нормально, в российском праве неизвестно. Поэтому суд логично отказал Citiban — неправильно была оформлена уступка права требования. Но вышестоящие инстанции сказали, что банк все равно пользуется защитой в России. И это очень интересно, потому что в аналогичной ситуации российский истец в английском суде защиты не получит — прежде всего потому, что его никто не будет защищать. А для того чтобы защищать российского истца в английском суде, адвокат должен получить лицензию от Министерства финансов. В России ничего подобного не требуется. Интересно будет смотреть за дальнейшим развитием сюжета, поскольку в данном случае речь идет о взыскании достаточно серьезных активов с видного российского банка, взыскании крупного банка из «недружественной» страны и в условиях, когда аналогичные меры российского банка в Лондоне невозможны».
На момент подачи иска, два года назад, долг «Русского стандарта» достиг 750 млн долларов. С того времени дело прошло несколько инстанций и апелляций. Сначала суд иск отклонил, сославшись на то, что Citibank — ненадлежащий истец. Апелляция решение утвердила, а окружной суд отменил, посчитав, что предыдущие инстанции неправильно применяли нормы права.
О перспективах новой попытки Citibank рассуждает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров:
— Суд изначально происходил в России, речь не шла о том, что Citibank пытался судиться за это в Лондоне. Залог — российский, по решению российского суда. Они хотели его требовать. Дальше идет разбирательство, оппоненты в виде защиты «Русского стандарта», пользуясь процессуальными нормами, смогли все это как минимум затянуть. Кассация — так нередко бывает в сложных делах — вернула на рассмотрение на новый круг. И сейчас первые инстанции. Я думаю, в силу того что происходит после 24 февраля, Citibank решил попытаться сделать процессуальное право преемства — передать свои права истца на российскую компанию. С одной стороны, это никак не запрещено. С другой стороны, российские суды не всегда охотно на это идут. И поскольку в данном случае это процессуальное право преемства собирались оформить на основании некоего доверительного управления, российский суд в этом отказал. Честно говоря, в самом этом отказе о переоформлении никакой специфики не вижу.
— Допустим, сейчас Citibank получит обратно свои деньги. Он не сможет их вывести из-за санкций?
— Речь идет про реализацию залога. Да, они останутся в РФ. Будут средства здесь, как-то их разместят в «дочки», может быть, используют в каких-то расчетах. Но напрямую, очевидно, вывести не получится.
Ранее некоторые владельцы облигаций, среди которых фонд Pala Assets бывшего совладельца «Мечела» Владимира Йориха, потребовали от Рустама Тарико возврата долга. Впрочем, к соглашению они так и не пришли. В 2019 году держатели облигаций привлекли инвесткомпанию А1 Михаила Фридмана и Германа Хана для взыскания долга. Та вскоре заявила, что выкупила дефолтные облигации и стала крупнейшим кредитором «Русского стандарта».