Россияне стали больше тратить на частные клиники

В России продолжают реформировать рынок платных медицинских услуг. Поправки к закону о защите прав потребителей и новые правила заключения договоров на платную медпомощь вступили в силу 1 сентября. В конце сентября в Госдуму также внесли законопроект, предлагающий изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан», которые наделяют регионы правом ограничивать стоимость платных медуслуг, которые можно получить и по ОМС. О доступности лечения в государственных и частных клиниках говорили депутаты 10 октября на круглом столе в пресс-центре «Парламентской газеты».

Россияне стали больше тратить на частные клиники
© Парламентская газета

Договор по новым правилам

Сейчас закон позволяет предоставлять платные медицинские услуги лечебным учреждениям любой формы собственности — государственным, муниципальным и частным. Но 1 сентября 2022 года вступили в силу поправки к закону о защите прав потребителей, а также новые правила заключения договоров на оказание платных медуслуг. Эти документы конкретизировали, какие условия платного договора считать недопустимыми.

Теперь клиника не сможет в одностороннем порядке разорвать договор с пациентом или применить к нему штрафные санкции. Новые правила также исключают возможность навязывать пациенту лишние анализы и исследования.

Вступившие в силу изменения позволят защитить права пациентов, объяснила заслуженный врач России член Комитета Госдумы по обороне Татьяна Кусайко. По ее словам, человек, обратившийся за платными услугами в частную клинику или госучреждение, теперь сам может отказаться от медпомощи и прервать договор. Также новые правила запрещают включать в договор пункты и примечания, написанные мелкими буквами, — все должно быть напечатано минимум 14-м шрифтом.

Ограничить аппетиты частников

По данным Росстата, за последние 10 лет жители страны стали тратить в три раза больше денег на платные медуслуги: если в 2010 году в среднем один человек расходовал на них 1,8 тысячи рублей, то в 2020-м — уже 4,7 тысячи. При этом доля платной медицины за это время выросла не так сильно: с 5,1 процента в 2010 году до 7,7 процента в 2020 году.

В конце сентября заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный внес законопроект об ограничении цен на лечение. Чтобы уменьшить аппетиты частных медорганизаций, депутат предложил предоставить право региональным департаментам здравоохранения лимитировать стоимость платных медицинских услуг, которые, по идее, можно было бы получить по ОМС. Допустимая норма прибыли для рутинных процедур — 30-50 процентов, но не сто или двести, считает депутат.

«На фоне падения реальных доходов россияне тратят на медпомощь деньги не от хорошей жизни, — отметил Куринный. — Это происходит потому, что людей либо не устраивает качество медпомощи в государственной клинике, либо эта медпомощь недоступна. Естественно, в этих условиях частные центры порой необоснованно взвинчивают цены на услуги, причем именно на те, которые предоставляются программой госгарантий».

По его словам, факты необоснованного завышения стоимости чаще выявляют в провинции: принципы здоровой конкуренции там не работают, потому что конкурентов попросту нет. В результате цена даже на простые услуги может значительно превышать реальные затраты. Куринный привел в пример один из небольших городов Владимирской области, где прием у офтальмолога стоил три тысячи рублей, поскольку он был единственным специалистом в районе.

«Я предложил механизм, предоставляющий право регионам регулировать и ограничивать стоимость медицинских услуг, которые предоставляются в рамках госгарантий», — объяснил депутат.

Обратная сторона лимита

Ограничение стоимости платных медуслуг не поможет достичь проектируемые цели, считает доктор медицинских наук член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. Зато могут сильно вырасти цены на платные услуги в государственных медучреждениях, отметил он.

Сегодня конкуренция на рынке платных медуслуг очень серьезная, объяснил политик. Более того, есть целый ряд направлений высокотехнологичной медпомощи, где частные клиники берут с пациентов гораздо меньше, чем государственные, добавил он.

«На мой взгляд, здесь необходимо двигаться рыночными методами, — считает Фаррахов. — Чем более прозрачной мы делаем конкуренцию, создаем регуляторику, которая направлена на открытую конкуренцию, тем существеннее будет снижаться рентабельность, которую закладывают в клиниках».

Гарантии для самых уязвимых

А вот что должно государство, так это реально гарантировать доступную медпомощь пенсионерам, детям, многодетным семьям, людям с невысокими доходами, продолжил Фаррахов. Самые уязвимые категории россиян платить за лечение из своего кармана не должны. И механизм оказания платных услуг в медицине государство может регулировать. Для этого можно использовать различные инструменты — начиная от социальных налоговых вычетов и заканчивая добровольным медицинским страхованием, предложил депутат.

Финансовое обеспечение в системе обязательного медицинского страхования должно быть ориентировано на пациентов, а не на лечебные учреждения, уверена зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Соломатина. Она сообщила, что, по оценкам Счетной палаты, в системе ОМС не оплачено в среднем по регионам 18-20 процентов медпомощи. Это значит, что для этих людей Фонд обязательного медицинского страхования не запланировал компенсации затрат и отказал медучреждениям в оплате этой помощи, объяснила парламентарий. Политику финансового обеспечения в системе ОМС нужно как-то менять, подчеркнула Соломатина.

«Платить нужно сегодня за пациента, которому оказали медицинскую помощь в том или ином медучреждении независимо от формы его собственности», — убеждена депутат.

Кроме того, Соломатина предложила привлекать к оказанию бесплатных медуслуг больше частных клиник — государственных недостаточно, чтобы помочь всем россиянам по программе госгарантий. Для пациентов, по ее словам, не должно быть разницы, где их бесплатно лечат — в частной или государственной клинике. Нужно поощрять и поддерживать и в регионах, и на уровне Федерации частный бизнес, готовый оказывать медицинские услуги, которые сегодня гарантирует россиянам государство, заключила политик.