Авиаотрасль третью неделю ждет от Минобороны решения по отсрочке для ключевых сотрудников

Участники авиационного рынка третью неделю ждут решения от Минобороны о предоставлении отсрочки ключевым сотрудникам, пишет «Коммерсантъ». Без такого решения у компаний нет гарантий сохранения важных кадров. Запрос в Минобороны на предоставление отсрочек Минтранс отправил две недели назад.

Авиаотрасль третью неделю ждет от Минобороны решения по отсрочке для ключевых сотрудников
© BFM.RU

Как рассказала глава S7 Татьяна Филева, им пока удается убеждать военкоматы не мобилизовывать ценных специалистов. Сейчас повестки сотрудникам авиаотрасли приходят, но отток специалистов пока не носит массовый характер.

В авиационной отрасли вообще нет неключевых специалистов, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

— Ситуация достаточно удивительная лично для меня, я не понимаю, почему такие специалисты, которых государство много лет готовило, затратило огромные ресурсы, и они имеют абсолютно уникальную квалификацию, не получили отсрочку от мобилизации. В авиации какую специальность ни возьми, начиная от пилота до водителя какой-нибудь снегоуборочной или погрузочной машины на аэродроме — это все сплошь уникальные специалисты. И если сейчас мы спустим это все как есть и их начнут массово призывать на службу в армии, их некем будет заместить. Любой даже простой водитель на аэродроме, мало того, что у него определенные профессиональные навыки есть, это еще и люди, которые в свое время прошли через фильтры проверки на службу безопасности. Сейчас есть случаи, когда и пилоты получают повестки, вроде бы как пока не очень массово, понятно, получают и стюарды, какой-то уже небольшой отток специалистов из авиакомпаний есть, он пока не стал критическим, надо экстренно предпринимать какие-то меры.

— Какой процент сотрудников может быть мобилизован без критических сложностей для отрасли?

— На сегодняшний день наша гражданская авиация сократила объемы перевозок по сравнению с предыдущим годом и сократит по итогам этого года примерно процентов на 10-15, выбытие 10-15% сотрудников не скажется на функционировании отрасли, это с одной стороны. Если вдруг призыв и мобилизация коснутся массово специалистов какой-то одной специальности, и эти 10-15% из отрасли будут сплошь пилоты, отрасль будет парализована, потому что в гражданской авиации работают сотни тысяч людей, а пилотов всего 17 тысяч. Нет никакой необходимости призывать в первую очередь летных специалистов на военную службу, тем более что наши специалисты ВКС не нужны, они вполне в достатке.

О том, насколько законны договоренности авиакомпаний и военкоматов, рассуждает адвокат военной коллегии адвокатов Москвы Павел Малютин:

— Я думаю, что, конечно, вопрос этот решится, но сколько это времени займет, сказать сложно, потому что проблема с бронью возникает не только в авиаотрасли, а и во многих других отраслях, в том числе в органах исполнительной власти, по крайней мере, по тем примерам, которые я знаю. Зачастую тянут очень долго с оформлением этой брони, я даже знаю случаи, когда в этой брони отказывали. И сотрудники по существу вынуждены либо искать другие основания для отсрочки, либо совершать какие-то незаконные действия типа неявки в военкомат.

— Могут ли военкомы в частном порядке принимать решения, призывать или не призывать того или иного призывника, например, по соображениям, что он ключевой специалист в какой-то отрасли, в данном случае авиа?

— С формальной точки зрения, такие решения принимаются мобилизационной комиссией, не только военкомом, а всей комиссией, куда включен и глава муниципалитета соответствующего района или субъекта, и многие-многие другие сотрудники. Лично военком такие решения, конечно, принимать не может. С точки зрения закона, те же самые повестки должны быть вручены под роспись, вызываемое лицо должно явиться, представить комплект документов, и военком может просто отсрочить момент решения вопроса о его мобилизации.

По данным правительства России в организациях гражданской авиации в 2021 году было занято почти 200 тысяч человек, из них свыше 43 тысяч летного персонала.