Протесты во Франции: что на самом деле стоит на кону и как ответит Макрон?
Ведущие французские профсоюзы («Всеобщая конфедерация труда» (CGT), «Сила рабочих» (FO), «Унитарная федерация профсоюзов» (FSU) и «Солидарность») объявили 18 октября днем всеобщей межпрофессиональной забастовки. Рабочие требуют повышения зарплат и их индексации с учетом рекордно высокой инфляции. Руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский рассказал MIR24.TV, в чем реальные предпосылки массовых протестов, что стоит на кону и как ответит президент Макрон.
«Это логическое продолжение того, что происходило на протяжении этого года, – говорит политолог. – Были президентские и парламентские выборы, которые показали, что, с одной стороны, нынешний президент достаточно уверенно продлил свои полномочия на следующий пятилетний срок. Хоть и не так уверенно, как в прошлый раз. Но на парламентских выборах его партия с союзниками утратили абсолютное большинство в нижней палате парламента. И это существенно изменило правила игры, то есть механизм принятия решений, который базировался на прочном большинстве у президента и его партии. Такие вещи уже были в истории Пятой республики, но в данном случае ситуация существенно изменилась, поскольку третий срок президенту Макрону не светит. Пересмотр Конституции в 2008 году исключил эту возможность. В этих условиях ясно, что в течение следующих пяти лет его полномочий будет борьба не просто персоналий, но политических фигур за следующее президентство. И это не просто борьба за место – это борьба вокруг программы. И в этом смысле его маневренные возможности проведения своей программы сократились».
По словам Рубинского, в назначенном правительстве отсутствуют важнейшие политические фигуры предыдущего пятилетия, например, бывший председатель Национального собрания Ришар Ферран и другие. Это существенно сужает возможность проведения через парламент законопроектов, прежде всего госбюджета.
«Осенью каждого года принимается сначала исправленный предыдущий бюджет, а затем новый – на следующий год. Плюс к этому очень крупный бюджет социального обеспечения. Из-за отсутствия абсолютного большинства правительство вынуждено искать голоса среди оппозиционеров слева или справа, которые позволили бы принять какой-то конкретный закон и самое главное – финансовые законы. В этих условиях, поскольку налицо инфляция, снижение темпов роста, недовольство неизбежно. Главный вопрос в том, что покупательная способность определяет борьбу за конкретные статьи бюджета. Сегодня премьер-министр Элизабет Борн заявила, что она готова прибегнуть к 3 параграфу 49 статьи Конституции, то есть поставить вопрос о доверии с тем, чтобы либо оппозиция слева и справа объединилась вокруг резолюции недоверия к правительству – и тогда неизбежно роспуск парламента и новые выборы. Либо они окажутся неспособны это сделать, и тогда бюджет принимается без обсуждений».
Подобная ситуация была в 1988 году, когда переизбирался на второй президентский срок Франсуа Миттеран, тогда 49-я статья успешно применялась премьер-министром несколько раз, напоминает руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН.
«Конечно, это было не самое лучшее решение, тем не менее оно работало. Сегодня это становится опасным: новые выборы сейчас – это рискованное решение и для нынешнего президента и его правительства, и для оппозиции, если большинство избирателей все-таки предпочтет сохранить нынешнее положение вещей. В этих условиях много недовольных социальных категорий: разные профсоюзы, работники системы народного образования, здравоохранения, вплоть до полицейских, которые выступили против того, чтобы им ограничили полномочия при исполнении обязанностей. Это все вместе взятое привело к тому, что оппозиция вышла на улицы, вышла за пределы правового поля. Это, конечно, не катастрофа, но тем не менее угрозу представляет прежде всего массированная забастовка в энергетической сфере. Как произошло четыре года назад с «желтыми жилетами» – прежде всего бастуют сейчас работники энергетической сферы, вплоть до бензоколонок. Это серьезный вызов правительству», – говорит Рубинский.
Сейчас мы наблюдаем пробу сил между решительным крылом профсоюзного движения – Всеобщей конфедерацией труда, и более реформистской, готовой к компромиссам Французской демократической конфедерацией труда. В этой ситуации от масштабов забастовки и массовых демонстраций зависит, пойдет ли правительство на применение 49-й статьи или нет. Если же пойдет, то сможет ли расколотая левая и правая оппозиция объединиться для того, чтобы отправить правительство в отставку и вызвать новые выборы. Этот сценарий сегодня во Франции не является популярным.
«Это не только французский вариант, – отмечает политолог. – США стоят перед выборами в середине мандата нынешнего президента Байдена. Сменилось большинство в пользу крайне правых в таких важных странах ЕС, как Италия и Швеция – совершенно разных странах, тем не менее достаточно критично относящихся к политике тех, кто стоял у власти до сих пор. Это явление общее, оно отражает сочетание глобальных вызовов, таких как климат и пандемия, геополитических кризисов – в той же Африке, с которой у Франции сейчас серьезные трудности. Все это вместе взятое создает очень сложные проблемы, и президент, как человек достаточно решительный и активный, не собирается сдаваться. Это значит, что на кону стоит сегодня сам процесс принятия решений в следующие пять лет».
Макрону придется отстоять итоги предыдущих пяти лет его президентства и убедить среднего избирателя в том, что он решил учесть уроки прошлого. Кроме того, ему надо будет изменить методы своего правления, которые до сих пор строились сугубо вертикально – все решения принимались аппаратом президентского дворца. Сегодня даже генеральный секретарь Елисейского дворца Алексис Колер, правая рука Макрона, попал под следствие по коррупционным делам. Под следствием оказался министр юстиции Эрик Дюпон-Моретти.
«Это очень серьезные трудности, с которыми столкнулся Макрон. Но он никуда не денется, весь вопрос заключается в том, чем закончится проба сил – сколько выйдет народу, насколько интенсивно пройдет объявленная забастовка. Для всеобщей забастовки, я думаю, на сегодняшний день условия не созрели, но тем не менее игнорировать то, что происходит, ни правительство, ни президент не могут. Премьер-министр призвала предпринимателей с учетом их возможностей к повышению зарплат. Это очень красивый жест, она не может потребовать от них, но тем не менее такой призыв – это жест в адрес тех профсоюзов, которые готовы идти на компромисс», – резюмирует Юрий Рубинский.