Оборотные активы: что это такое, зачем они нужны и как ими управлять

Что такое оборотные активы Оборотные активы – это активы, которые служат и погашаются в течение одного календарного года или в течение нормального операционного цикла предприятия (если этот цикл превышает год). В балансе организации разделяют оборотные и внеоборотные активы, и отличаются они как раз сроками. Если оборотные используются меньше года, то внеоборотные – больше года. Например, к оборотным активам можно отнести нитки, а к внеоборотным – швейный станок. Стоимость оборотных активов включается в себестоимость готовой продукции сразу, тогда как для учета внеоборотных существует понятие амортизации. Простыми словами, оборотные активы – это то, что тратится во процессе нормального функционирования предприятия, то есть, сырьё, материалы, деньги и прочее. Это крайне важная часть имущества любой организации, от которой во многом зависит ее финансовая устойчивость. Что относится к оборотным активам Любые ресурсы предприятия необходимы ему для того, чтобы приносить прибыль. Оборотные активы нужны для того, чтобы обеспечивать деятельность организации, без них любое производство застопорится. Используются они в течение короткого срока – за один цикл. К оборотным активам относятся: Дебиторская задолженность – денежные обязательства покупателей продукции и других контрагентов. Деньги – в кассе и на расчетных счетах в банках. Запасы – сюда можно отнести как предметы труда (сырьё, материалы) и незавершённое производство, так и предметы обращения – готовую продукцию и товары для перепродажи. Краткосрочные финансовые вложения – инвестиции, период обращения которых меньше одного календарного года (например, краткосрочные ОФЗ). Входящий НДС, не принятый к вычету. Так как в состав оборотных активов входят запасы, они могут приобретаться с учетом НДС. Но так как сумма налога компании не принадлежит (и фактически будет заявлена к вычету позже), то и НДС с приобретенных запасов тоже учитывается отдельной строкой в балансе. НДС будет заявлен к вычету, когда готовая продукция начнёт продаваться. Прочие оборотные активы. Сюда можно отнести стоимость несписанных, недостающих или неиспользованных ТМЦ, суммы НДС, которые были исчислены с авансов или предоплат от покупателей. Другими словами, это значительная часть балансового имущества предприятия, которая находится в постоянном движении. Примеры оборотных активов: полуфабрикаты, материалы, инвентарь, товары для перепродажи, продукция, готовая к выпуску и реализации, незавершённое производство. Также сюда можно отнести ценные бумаги других юридических лиц, деньги на срочных счетах и депозитах в банках. Источники формирования Чтобы продолжать деятельность, компании нужны и внеоборотные, и оборотные активы. При этом источники финансирования у них могут быть разными – если внеоборотные приобретаются за счет долгосрочных средств, то источников финансирования оборотных активов больше. Компаниям постоянно требуются некоторое их количество, так как они быстро потребляются. В течение цикла активы полностью переносят свою стоимость на цену готовой продукции, поэтому регулярно возникает необходимость в их пополнении. Формируются они за счёт: Собственных средств – формально это уставный, добавочный, резервный капитал и нераспределённая прибыль. По факту речь идет о том, что фирма тратит часть выручки (которая проходит через нераспределенную прибыль) на то, чтобы снова закупить нужные запасы или дать отсрочку по оплате покупки. Заёмных средств – это обычно краткосрочные кредиты и займы. Например, торговые сети практически всегда покупают товар за счет оборотного кредита, который оформляется в виде кредитной линии. Привлечённых средств – это обязательства, которые предприятие пока не оплатило (например, срок оплаты ещё не подошёл). То есть, фирма фактически пользуется не своими деньгами, оплачивая обязательства не сразу. Между собственными и заемными средствами есть весомая разница для компании – чем больше кредитов, тем выше риск дойти до банкротства. Поэтому важно контролировать, за счет каких средств формируются оборотные активы. По характеру источников формирования выделяют: Валовые ОА – общая сумма активов, сформированная за счёт собственного и заёмного капитала. Чистые ОА – та часть, которая сформировалась за счёт собственного и заёмного капитала долгосрочного характера. То есть, это деньги, которые не нужно отдавать «прямо сейчас», относительно стабильная часть средств. Собственные ОА – сформированные за собственного капитала предприятия, разница между собственным капиталом и внеоборотными активами. Говоря проще, это та часть оборотных активов, которая оплачена за собственные средства. Потребность в новых оборотных активах может удовлетворяться за счёт оборотных кредитов. Такой кредит обычно берут на короткое время, чтобы пустить деньги в оборот и быстро вернуть их обратно. Стадии движения оборотных активов Движение оборотных активов носит цикличный характер. Они постоянно меняют свою форму, проходят при этом 3 стадии кругооборота – денежную, производительную и товарную. Денежная В самом начале у организации есть определенные средства, которые она планирует авансировать в производство. На этом этапе предприятие покупает: сырье и материалы – для того, чтобы произвести из них продукцию для продажи; товары, предназначенные для перепродажи. Таким образом, денежная стадия – приобретение товара, то есть, переход денежной формы в товарную. Предприятие за деньги покупает сырьё и материалы, чтобы после сделать из них производственные запасы. Соответственно, денежные активы переходят в форму производственных. Производительная Это ключевая стадия для всего предприятия – в результате непосредственной производственной деятельности оборотные активы превращаются готовую продукцию. Самое главное – это перенос стоимости истраченных оборотных активов на себестоимость готовой продукции. В себестоимость включаются все затраты, связанные с производством – оборотные активы полностью, а внеоборотные частично (на величину амортизации). Товарная На этой стадии готовую продукцию покупают потребители. Пока товар не будет полностью оплачен, у предприятия формируется дебиторская задолженность, потом она превращается в денежные средства. Активы переходят из стадии в производства в стадию обращения. Кругооборот завершается и начинается заново. Поступившая выручка от реализации полностью перекрывает затраты на покупку и на производство, а также оставляет финансовый результат (который должен быть положительным, чтобы фирма смогла работать дальше). Другими словами, после перехода оборотных активов из товарной снова в денежную форму, сумма этих денег обязательно должна быть больше, чем первоначально авансированные средства. После чего кругооборот активов начинается заново. Какие факторы влияют на ОА У одних компаний сумма оборотных активов может исчисляться миллиардами рублей, у других – она незначительна. На размер ОА влияет большое количество факторов, но в первую очередь – отрасль, в которой компания ведётся деятельность и масштабы этой деятельности. То есть, у небольшой ремонтной фирмы оборотных активов может быть пару десятков тысяч рублей, а у «Газпрома» – почти 5,9 триллионов рублей. Кроме этого, на величину оборотных активов влияют следующие факторы: Стадия роста организации. Развиваясь, каждая фирма проходит несколько стадий – от активного роста до упадка. На каждой стадии формируется своя структура ОА, их объём. Когда предприятие только набирает обороты, у него могут преобладать запасы в структуре ОА, а по мере расширения деятельности оно чаще дает отсрочку платежа и копит дебиторскую задолженность. Контрагенты – в том числе, договорные условия поставки, их географическое положение, логистика. Например, крупная компания, которая имеет возможность диктовать свои условия поставщикам (более мелким фирмам), обязывает их открывать склады ближе к себе, чтобы в любое время забрать нужное сырьё и материалы. Это позволяет значительно сократить запасы. И наоборот – компании, которые не имеют возможности диктовать свои условия, при формировании запасов должны учитывать сроки поставки необходимого сырья и материалов. Инфляция – фирма может закупить больше запасов, если ожидается повышение цен на расходный материал. А еще инфляция влияет на выручку, которая изначально «оседает» в кассе и на расчетном счете. Сезонность – в определённые периоды года продажи могут вырасти (например, саженцы наиболее актуальные весной), а в какой-то период сильно упасть. Поэтому целесообразно весной увеличить запасы в счет кредиторской задолженности перед поставщиком. В период падения спроса можно отпускать товары в долг, наращивая дебиторскую задолженность. Конкуренция в занимаемой нише в бизнесе. Чтобы удержать клиентов в жёстких конкурентных условиях, компания идёт на хитрости – предоставляет скидки, отсрочку платежа, рассрочку и прочее. Чем гибче программа лояльности, тем конкурентоспособнее становится предприятие, но ему на это приходится формировать внушительный объём ОА. Дополнительно приходятся создавать такие условия, чтобы нужный товар всегда был запасе. Если же компания монополист, хитрости не нужны и оборотные активы можно сократить. В экономике считается, что величину оборотных активов желательно ограничивать. То есть, чем меньшими ОА компания сможет добиться той же выручки, тем более эффективно она работает. Но, с другой стороны, денежные средства тоже отображаются в этом разделе (а их чем больше – тем стабильнее и успешнее компания). Поэтому оборотными активами важно уметь управлять. Управление оборотными активами Для эффективного управления ОА необходимо пройти три основных этапа: планирование, контроль достигнутого и принятие управленческих решений. Разберем их подробнее. Планирование На этом этапе проходит разработка и принятие политики по управлению оборотными активами. Решение принимается совместно руководителем предприятия и начальниками структурных подразделений. Обычно менеджмент выбирает один из 3 подходов: умеренный – формирование повышенного объёма запасов на случаи перебоев в поставках, минимальная отсрочка платежа покупателям, значительный остаток денег на счетах для подстраховки; консервативный – это нормальная величина запасов на случай сбоев в поставках, покупатели получают средние по рынку условия оплаты, на счетах остается минимальный запас денег для подстраховки, а также финансовые вложения только в ценные бумаги надёжных компаний; агрессивный – минимум запасов, поставки «точно в срок», большая отсрочка по платежам, гибкая система кредитования покупателей, минимальный объем свободных денежных средств на счетах. Когда решение о выборе подхода будет принято, необходимо рассчитать потребность предприятия в оборотных активах. За основу принимаются статистические данных прошлых периодов в данном сегменты рынка. Контроль над достигнутыми результатами Чтобы система контроля была эффективной, необходимо предпринять комплекс действий: Определить, какие показатели нужно контролировать. Обычно сюда входят показатели оборачиваемости и нормативы по оборотным активам. Определить и назначить ответственных лиц, которые будут следить за тем, чтобы поставленные контрольные показатели регулярно достигались. Например, на службу снабжения возлагается ответственность за оборачиваемостью запасов, авансов и задолженности от поставщиков, а на производственный отдел возлагается обязанность контроля запасов завершённой продукции. Разработать и утвердить систему мотивации для персонала. Например, за перевыполнение плана предусмотреть дополнительную премию. Указанные мероприятия должны применяться по каждой группе оборотных активов, а ответственные за это лица назначаются во всех структурных подразделениях. Принятие окончательных решений Принятые решения оформляются в письменной форме, утверждаются приказом руководства. По каждой группе оборотных активов утверждаются отдельные положения и регламенты. Например, положение или регламент по запасам описывает алгоритм, при котором не допускаются перебои с поставкой сырья и материалов, а также перебои с отгрузкой готовой продукции. Анализ оборотных активов Проведение анализа нужно для определения эффективности деятельности предприятия. Расчёт коэффициентов позволяет заинтересованным лицам оценить финансовую устойчивость юридического лица, ликвидность и деловую активность. Кроме прочих случаев, коэффициенты тщательно анализируются и при проведении аудита. Анализировать ОА нужно для: Привлечения кредитных средств. Банк перед тем, как выдать кредит, изучает все показатели деятельности потенциального заёмщика. Оборотные активы могут использоваться для погашения кредитов и их обеспечения (деньги, которые поступают на расчётный счёт). Налоговых проверок – учёт ОА позволяет обосновать появление сезонных убытков, несоответствия вычетов НДС и НДС к начислению. Продажи бизнеса – покупателю нужны будут самые подробные данные о балансе, чтобы принять правильное решение. Степени риска ликвидности Прежде всего, нужно распределить оборотные активы по уровню ликвидности и риска (которые обратно пропорциональны друг другу). Ликвидность – это способность любого актива превращаться в деньги. А для оборотных активов выделяют такие степени ликвидности: Степень возможного риска Группа активов Ликвидность Минимальная Деньги, вложения на краткосрочной основе Высокая Малая Готовая продукция (при условии, что реализация проходит в короткие сроки), МПЗ Аналогично Средняя Производство на незавершённой стадии Средняя Высокая Неиспользуемые товары, просроченная дебиторская задолженность, незавершенное производство больших объёмов Низкая Отсюда можно понять, каких активов у компании больше – тех, которые приносят хороший доход или которые можно быстро и без рисков превратить в деньги. Формула коэффициента ликвидности ОА По общему правилу, для оценки эффективности работы компании рассчитываются коэффициенты ликвидности. Большинство экономистов оценивают три коэффициента: Показатель Формула для расчёта Что показывают Норматив Коэффициент текущей ликвидности Оборотные активы / краткосрочные обязательства Как компания может погасить «короткие» долги оборотными активами Больше или равен 1,5 Коэффициент срочной ликвидности Оборотные активы (минус запасы и НДС) / краткосрочные обязательства Насколько быстро компания сможет рассчитаться с обязательствами за счёт относительно ликвидных средств 0,7-1 Коэффициент абсолютной ликвидности Денежные средства / краткосрочные обязательства Какую часть краткосрочных долгов можно погасить сразу за счет денег 0,1-0,15 Источником информации для расчета служат строки оборотных активов в балансе. Все три показателя нужны для разных целей – например, на коэффициент текущей ликвидности будет смотреть тот, кто покупает бизнес, на коэффициент быстрой (срочной) ликвидности – банк-кредитор, а на коэффициент абсолютной ликвидности – контрагент. Для наглядности приведем пример: у компании общая сумма оборотных активов – 14 миллионов рублей, из них 9 миллионов – это запасы, 1 миллион – НДС, а на деньги приходится 300 тысяч рублей. Текущих обязательств – на 9,5 миллионов. Посчитаем коэффициенты: текущей ликвидности = 14 / 9,5 = 1,474. Цифра практически достигает нормативного значения; срочной ликвидности = (14 – 9 – 1) / 9,5 = 0,421. Этот показатель ниже нормы; абсолютной ликвидности = 0,3 / 9,5 = 0,0316. Это значительно ниже норматива. Вывод: компания может относительно успешно рассчитаться с долгами, если они не очень срочные. Но чем быстрее будут нужны деньги, тем сложнее будет их найти. Формула коэффициента оборачиваемости оборотных активов Кроме показателей ликвидности, в анализе оборотных активов главную роль играет оборачиваемость. Она показывает, сколько раз активы обернутся из денежной в товарную и снова в денежную форму. Расчёт коэффициента оборачиваемости оборотных активов производится за конкретный период по формуле: Коэффициент оборачиваемости = выручка / средняя стоимость оборотных активов Почему нужна именно средняя стоимость: оборотные активы – это балансовая величина, рассчитанная на конкретный момент, а выручка – величина за период. Чтобы узнать средний показатель за определённый период, нужно сложить значения в начале периода и в конце, а полученное значение поделить на 2. Пример: выручка за квартал составила 12 млн рублей, оборотные активы стоили 18,2 млн рублей в начале квартала и 17,6 млн рублей в конце. Коэффициент оборачиваемости = 12 / [(18,2 + 17,6) / 2] = 0,67 То есть, оборотные активы делают за квартал 0,67 оборота. Сама по себе цифра не дает никакой информации – она оценивается в динамике. И цель менеджмента – сделать так, чтобы она была как можно больше. Это будет означать, что предприятие «выжимает» максимум выручки из минимума оборотных активов. Похоже рассчитывается и рентабельность оборотных активов, но вместо выручки используется прибыль. Формула расчёта оборачиваемости в днях Для полного анализа необходимо также рассчитывать оборачиваемость оборотных активов в днях – это период времени, в течение которого они становятся деньгами. Оборачиваемость оборотных активов в днях рассчитывается достаточно просто с учетом прошлой формулы: Период оборота = число дней в периоде / коэффициент оборачиваемости Рассчитывается он в сутках или календарных днях. Пример: данные возьмём из предыдущего расчёта, количество дней в анализируемом квартале – 91. Период оборота = 91 / 0,67 = 136 дней То есть, полный цикл оборотные активы делают примерно за 4,5 месяца. Что делать с полученными данными Каждый полученный коэффициент нужно изучать и сравнивать. Показатели ликвидности имеют нормативные значения, а норматив оборачиваемости в днях может быть установлен на предприятии самостоятельно. Если предпринять ряд мер, можно увеличить показатели эффективности организации. К таким мерам можно отнести: повышение конкурентоспособности товара – улучшение качества выпускаемой продукции, дизайна упаковки, расширение сферы влияния компания, применение маркетинговых ходов; сокращение расхода сырья – использовать менее дорогие материалы не в ущерб качеству готовой продукции; сокращение времени расчётов с потребителями – применение более современной кассовой техники, систем платежей, безналичных расчетов; нормирование запасов – разработка экономически обоснованных мер для конкретного предприятия; сокращение времени, в течение которого производится готовая продукция – за счёт модернизации и замены оборудования; улучшение продаж – применение современных техник и обучение персонала. Работу нужно проводить регулярно, а не разовыми акциями. Повышение показателей оборачиваемости и эффективности – ежедневный труд, а не принятие разовых мер. Нормирование оборотных активов Чтобы предприятие работало эффективно и прибыльно, оно должно иметь оптимальное количество оборотных активов. Менеджменту нужно найти «золотую середину», это и называние нормированием ОА. Методы установления нормативов Каждое предприятие самостоятельно устанавливает нормативы для своей деятельности. Существует несколько методов, можно выбрать любой, который больше подходит. Так, применяют: Аналитический метод – применяется в том случае, если среди оборотных активов преобладают производственные запасы. Нормирование происходит из фактического объёма ОА за конкретный период с учётом текущих изменений. Коэффициентный метод – здесь объем оборотных активов нормируется через два фактора: изменение объемов производства и изменение коэффициента оборачиваемости. И если оборачиваемость не меняется, то норматив увеличивается на тот же процент, что планируемый объем выпуска продукции. Метод прямого счёта – норматив потребности рассчитывается отдельно по каждой статье оборотных активов. Опытно-лабораторный метод – применяется на производствах, оборудованных лабораториями. Делаются необходимые замеры по объёмам готовой продукции, исходя из этого планируются расходы по сырью и материалам. Отчётно-статистический – расчёт проводятся на основании показателей за предыдущие периоды. При выборе метода нормирования отталкиваться нужно не только от удобства расчётных мероприятий, но и от сферы деятельности предприятия. Так, для химического производства оптимальным является отчётно-лабораторный, а для денежных средств в кассе – метод прямого счёта. Формула расчёта норматива Норматив рассчитывается по каждой группе оборотных активов. Как только расчёты по каждой группе ОА будут завершены, можно приступать к расчёту общего показателя: Таким образом, рассчитав нужный объем активов по каждой категории, они сводятся в итоговую цифру. Оборотные активы в бухгалтерском балансе Они относятся к имуществу предприятия, поэтому находят своё отражение в активной части бухгалтерского баланса. Под каждую группу отведена своя строка, например, строка баланса у прочих оборотных активов – 1260. Оборотные активы могут отображаться укрупненными категориями: По каждой группе ОА в балансе может иметь место аналитический учёт, то есть, разделение одной статьи активов на несколько в зависимости от целей: Общая формула оборотных активов – это сумма строк этого раздела, отражается в конце данного раздела бухгалтерского баланса: Но чтобы найти значение по каждой графе, нужно знать, на каких счетах бухгалтерского учёта скапливаются остатки: Запасы (1210) – Дт 10,11,15,20,21,23.28,29,41,43,44,45,97 – Кт 14,42 + (-) Сальдо 16. То есть, суммируются всё сырьё и материалы, которые могут храниться на различных счетах, и отклонение фактических затрат от учётных. Строка 1220 – Дт 19. Это налог, которые поставщики и подрядчики предъявили компании к учёту и вычету. К учёту принимается только то значение, которое числится по дебету на отчётную дату. 1230 – Дт 46,62,60,68,6970,71,73,75,76 – Кт 63. В этой строке отражается разница между долгами покупателей, подрядчиков, переплатой по налогам и сборам, по соцстрахованию и долгами, которые можно отнести к разряду сомнительных. 1240 – Дт 58, 55-3,73-1 – Кт 59. Это разница между выданными краткосрочными займами и кредитами, и возможными резервами, которые есть у компании на случай обесценивания финансовых вложения. 1250 – сумма Дт 50,51,52,55 (кроме 55-3), 57,58,76. Это сумма всех денежных средств предприятия, хранящихся в кассе, на счетах. Прочие оборотные активы в балансе – это то, что не попало в остальные категории, и обычно отображается одной строкой – 1260. Часто задаваемые вопросы Незавершённое производство – это оборотные или внеобротные активы?Незавершённое производство относится к запасам, а сами запасы – это оборотные активы предприятия. Какой нормальный показатель ликвидности?В пределах 1,5, это означает, что ОА в достаточной мере перекрывают обязательства краткосрочного порядка. Для чего необходимо рассчитывать показатели по ОА?Это необходимо для того, чтобы понять, насколько эффективно и прибыльно работает предприятие, какие меры нужно предпринять для увеличения показателей и в каком направлении предстоит работать менеджерам.

Оборотные активы: что это такое, зачем они нужны и как ими управлять
© Банки Сегодня