Основные принципы выбора франшизы
На что обратить внимание при выборе франшизы? Какие финансовые вопросы могут возникнуть?
При использовании франчайзинговой схемы покупатель готовой бизнес-модели получает в свое распоряжение отработанную и прибыльную стратегию развития бизнеса, ноу-хау и право на использование продвинутого бренда. На рынке предлагается огромное количество франшиз, и для правильного выбора нужно учитывать приведенные ниже рекомендации.
Финансовые вопросы
Любая выгодная франшиза должна соответствовать определенным финансовым критериям. Чтобы обеспечить выполнение данного условия, необходимо перед заключением договора с франчайзером выполнить следующие действия:
Адекватно оценить свои финансовые возможности. Надо предварительно просчитать, какая сумма денег может быть инвестирована в бизнес за счет собственных ресурсов и за счет привлечения деловых партнеров. На основании этих расчетов можно определить приемлемую для себя стоимость франшизы. Рассмотреть интересные франшизы, стоимость которых соответствует располагаемому бюджету, и проанализировать их характеристики. При проведении анализа нужно обратить внимание на продолжительность присутствия компании на рынке, количество имеющихся у нее на текущий момент открытых точек, географию их расположения. Провести финансовый анализ понравившейся франшизы и запросить у ее продавца бизнес-план. Здесь большое значение имеет как скорость получения обратной связи, так и содержание ответа. Бизнес-план должен содержать детально расписанный инвестиционный бюджет, показывающий количество денег, которое необходимо вложить для открытия дела. Чем большее количество деталей рассмотрено в бизнес-плане, тем лучше. Рассмотреть распределение вложений во времени. Весьма желательно знать, какое количество денег в какой период времени потребуется для открытия и развития дела. Особенно это важно при покупке франшизы с привлечением заемных средств или за счет денег, изъятых из другого бизнеса. Изучение концепции
Для быстрого достижения успеха необходимо найти франшизу, концепция и цели которой соответствуют своим интересам. Такой подход упростит дальнейшую работу.
Сначала нужно установить, на что именно делается упор в бизнесе, в чем заключатся его уникальное торговое предложение, и каковы его конкурентные преимущества. На основе этой информации в будущем можно привлечь максимальное количество клиентов. Способность франшизы изменяться и совершенствоваться – наиболее ценное, что в ней есть. Хорошая франшиза создает новые продукты, изменяет дизайн, оптимизирует бизнес-процессы, то есть берет на себя решение задач, на которые у владельца зачастую не хватает денег и времени, поскольку он целиком поглощен решением операционных вопросов. Если узнать, что в компании поменялось за последние три-пять лет, то можно понять, какого подхода к бизнесу придерживается франчайзер.
Затем надо уточнить, кто и как будет предоставлять покупателю франшизы поддержку в течение всех стадий открытия и развития бизнеса. Получение вразумительного ответа на эти вопросы значительно помогает в совершении правильного выбора франшизы.
Важную роль играет и география бизнеса. Если она широка, то надо узнать, где расположены точки, каковы объемы продаж хотя бы соседних филиалов. Эти данные можно сопоставить с показателями, указанными в бизнес-плане. Помимо формальных показателей следует также запросить контакты существующих партнеров, чтобы узнать у них всю интересующую информацию. В ходе личного общения с партнерами нужно поинтересоваться, все ли им нравится, с какими сложностями им приходится сталкиваться и т. д.