Как научиться экономить свои силы и добиваться результата
Рассказывает кандидат психологических наук, популяризатор психологии эффективности автор методики «шэфф_мышление» и Telegram-канала «Матушка Лень» Елена Мильто.
лена Мильто Кандидат психологических наук, популяризатор психологии эффективности автор методики «шэфф_мышление» и Telegram-канала «Матушка Лень»
В психологии есть 3 базовых постулата, которые коротко можно сформулировать так: каждый уникален как личность, каждый сам ответственен за свою жизнь, каждый способен принимать решения. В диалоге, особенно эффективном, эти постулаты важны. Их и примем как базовые и разберем, что так и не так делаем в коммуникациях, особенно, когда диалог не удался.
1 Не готовы к общению
Прежде чем вступать в диалог, уточняй комфортные условия его проведения: назначай время и место, удобное для обеих сторон. «Выдохни» все негативные и просто сильные эмоции, продумай тактику ведения переговоров, где не придется нарушать границы собеседника, и не будет позволено нарушать твои. Заранее договоритесь о «стоп-слове». Если один его произносит, второй останавливается и берет паузу.
2 Нет четкой цели разговора
Сформулируй цель — тему и перечень вопросов для обсуждения, предоставь контрагенту возможность изучить и внести свою лепту. Пропиши идеальный результат и тот, на который сможешь компромиссно согласиться. Это ориентиры, которые помогут оставаться при своих интересах. Подбери аргументацию, желательно заверенную документально. Следуй прописанным интересам, но при этом имей возможность для гибкого маневра.
3 Не определили уровень ресурсозатратности
Реши, сколько по времени тебе комфортно общаться и следуй за выбранными временными границами: не спеши и не растягивай. Если это разговор об оплате твоей работы, то не завышай и не занижай цену, уважай свой труд: определи финансовый минимум и максимум и далеко от него не отходи. Общаясь по поводу отношений, не унижай собеседника и не поддавайся на его манипуляции. Попытки ввести в заблуждение, обман и прочее всегда сильно неэффективны, ресурсозатратны и в конечном счете ведут не туда.
4 Не соблюдаете этику общения
У тебя не должно быть предвзятого отношения к оппоненту, представляй его прекрасным человеком, а не суперзладеем, тогда договориться будет гораздо проще. Не переходи на личности. Осуждение, уничижение и обесценивание — «кто вы — кто я» к результативным договоренностям не приведут. Только партнерское отношение друг к другу дадут результат. Настраивайся на диалог равный с равным по эмоциям и рациональности.
Разговоры про политику, религию, финансы и воспитание часто становятся причиной раздоров на века. Рекомендую избегать обсуждений третьей стороны. Эффективный диалог — разговор в глаза без третьих лиц. Сплетни не добавят плюсов к твоему имиджу. Лучше не начинать.
5 Неэффективны
Отвечай на вопросы развернуто и проси оппонента делать тоже самое, по необходимости уточняй и переспрашивай. Не веди монолог и не позволяй это делать собеседнику, не будь агрессивным. Не отвлекайся на телефон, компьютер, почту и все, что не касается разговора. Это не приведет к желаемому результату. А вот к конфликту легко. Не начинай разговор «в лоб» с ультиматума, продажи или просьбы. Это подход, ограничивающий диалог. Важно не впадать в крайности, сначала услышать другого, а потом говорить самой, узнав его точку зрения.
Эффективный диалог –—миф или реальность?!.. Конечно, реальность! Особенно если ты руководствуешься «шэфф_мышлением». Удачи!
Фото: Unsplash