В России выросло число претендентов на вакансии в общепите. А как думают рестораторы?
Обновлено в 21:50
В России рекордно выросло число соискателей на позиции официантов, бариста, барменов и поваров. Об этом говорится в исследовании HeadHunter и сети кофеен Coffee Like, пишет «Коммерсантъ».
Так, за первые десять месяцев этого года общее количество соискателей выросло на 47% и достигло почти 270 тысяч человек. За тот же период количество вакансий в сегменте общепита увеличилось лишь на 4% и составило около 170 тысяч. По данным кадрового агентства ProPersonal, число вакансий в сегменте сократилось за осень на 30%, до 27 тысяч, а количество резюме выросло до 127 тысяч. Быстрорастущее число соискателей на вакансии в общепите связывают с уходом с российского рынка ряда зарубежных игроков. Кроме того, переток происходит из других отраслей, например торговли, где закрылись, в частности, такие магазины, как IKEA. При этом зарплатные ожидания потенциальных работников из-за роста цен на товары и услуги стали выше. Так ли это?
В кадровых агентствах утверждают, что если сравнивать с прошлым годом, то, действительно, число желающих работать в общепите возросло. А зарплаты увеличились пропорционально инфляции — на 10-20%.
Комментирует руководитель рекрутинговой компании «Проф-Вектор» Юлия Панченко:
— Со стороны ресторанов запросы действительно уменьшаются, со стороны соискателей запросы увеличиваются.
— Какие это специальности в основном?
— Официанты, бармены, повара, менеджерский состав. Нормальные повара в ресторанах, в отелях стоят при графике 2/2 от 60 тысяч рублей за вычетом налогов. Это 3 тысячи рублей смена. Официанты получают, как правило, окладную часть и чаевые. Это оклад в размере одного минимального оклада по городу + чай. Официанты работают за чай. У бармена при графике 2/2 может быть чуть меньше ввиду наличия чаевых. Это Москва.
— В регионах?
— Где-то в два раза меньше может быть по каким-то регионам. От 30 до 60. Зависит от региона.
Сами рестораторы считают, что кадров не профицит, а дефицит. Да, официантов было всегда много. Чаще всего на эту должность приходят подработать бывшие школьники и студенты первых курсов. А вот найти квалифицированного управляющего или хорошего повара очень сложно, как, впрочем, и уборщицу или посудомойку, говорит совладелец баров «Папа Вейдер» и «Дядя Геральт» в Москве Петр Гущин:
Петр Гущин совладелец баров «Папа Вейдер» и «Дядя Геральт» в Москве «Официантов всегда было в достатке. Вот, допустим, барменов уже сложнее, потому что их дополнительно обучать надо, а вот с теми же поварами как был дефицит, так и остался. Повар — это не обязательно тот, кто готовит. Есть еще заготовщики, кореньщики и так далее. И раньше с этим все было в порядке, но потом достаточно много людей уехали, потому что чаще всего нанимали из ближнего зарубежья. Самое сложное — это найти уборщицу. Это вообще ужас. Сейчас зарплаты выше, чем были три года назад. Допустим, если раньше у официанта считалось нормальной зарплатой за выход, за смену, около тысячи рублей, то сейчас это полторы. У поваров, опять же, зарплата в зависимости от его роли на кухне колеблется там от 2,5 тысячи до 4 тысяч за смену. У барменов — в районе 2,5-3. И это рост, потому что года два-три назад это было на 30% меньше в среднем».
Многие крупные сети закрылись как в общепите, так и в торговле. Если, например, человек работал продавцом в условной «Заре» и не имеет какой-то квалификации, то есть он не может работать бухгалтером, водителем самосвала или космонавтом, он идет туда, где работа максимально понятная, считает управляющий партнер сети вьетнамских кафе Lao Lee Леонид Пятильройд:
Леонид Пятильройд управляющий партнер сети вьетнамских кафе Lao Lee «Многие, ошибочно причем, думают, что официантом быть не так уж и трудно. Поэтому естественно, что люди ринулись в общепит. В принципе, я думаю, что если смотреть аналитику по доступным работникам для торговых сетей, я уверен, тоже всплеск там поработать. И это связано не конкретно с общепитом, а с общей экономической ситуацией. Что касается непосредственно нас, у нас довольно стабильные команды, поэтому сказать, что мы видим какой-то мегаприток, — ну, под дверью пока соискатели не сидят с табличкой «Готов работать за еду!» — такого нет».
Стало не только больше соискателей, но и вакансий, поскольку увеличился поток посетителей. Однако на работу берут далеко не всех, указывает представитель сети кофеен «Шоколадница» Валерия Сливка:
Валерия Сливка представитель сети кофеен «Шоколадница» «Если говорить о причине притока всех этих людей, то она, конечно, очевидна. В первую очередь потому, что закрылись крупные сети, а те, что вновь открылись под другими названиями, они уже не предоставляют все-таки тех же условий для работы, как их предшественники. Приток людей большой, но не все они по профилю подходят для работы в общепите. Я слышала, что некоторые по рынку стали уменьшать зарплату из-за того, что кандидатов стало больше. У нас в этом смысле все стабильно. Я точно знаю, что зарплата после ковида повышалась, именно розничному персоналу. В 2022-м, мне кажется, было стабильно в этом смысле».
В то же время еще этим летом «Ведомости» писали о дефиците кадров в общепите. По оценкам тех же рекрутинговых агентств, многие сотрудники закрывшихся в пандемию кафе и ресторанов разочаровались в своей отрасли как в стабильном работодателе и подались в курьеры, сборщики заказов и складские работники, где заработки выше, чем в общественном питании, хотя и ненамного.