Ни врачам, ни пациентам: как изменить нынешнюю систему здравоохранения в Приамурье
В белогорской больнице новый главврач. Им стал бывший руководитель инфекционного госпиталя Благовещенской горбольницы Виктор Бардов.
Уход или отставку предыдущего руководителя, Виктории Крупко, возглавлявшей белогорскую больницу 2,5 года, облминздрав официально комментировать не стал.
Кстати, за последние пять лет в медучреждении сменилось пять главврачей. Ставили и молодых, и опытных, но особых успехов не было. В администрации города ситуацию ещё в 2019 г. характеризовали как «кадровый бардак».
Руководство той же В. Крупко, судя по открытым источникам, отметилось, например, массовым уходом акушеров и гинекологов в частную медицину, где нагрузки меньше, а зарплата больше. В итоге из-за дефицита кадров уровень оказания акушерской помощи в белогорском роддоме съехал со второго на третий.
В общем, Виктору Бардову остаётся только от всей души пожелать большой удачи на новом посту и сил коренным образом изменить ситуацию в больнице.
Талонов нет, а платно?
Незадолго до этого назначения редакция получила письмо от наших читателей из Белогорска со взглядом на положение со стороны пациентов. Цитируем:
«Проблема не в медиках и скептиках в оппозиционных рядах, а в самой системе здравоохранения, уже неспособной устроить ни врачей, ни пациентов. Саму систему надо менять!
Одна из проблем - нехватка врачей. Многие уходят к коммерсантам. Например, у нас в больнице нет окулиста, зато они есть в частных клиниках. Хочешь попасть, плати 700 рублей за приём. А ещё бывают у нас приезжие врачи из Благовещенска, их у нас называют гастролёрами. Те берут больше тысячи. И, имея полис на бесплатное медобслуживание, человек вынужден платить, потому что госбольница не может обеспечить кадрами.
Одна из причин дефицита кадров - нет распределения выпускников после института. Если студент, скажем, учится платно, то сам может выбирать место работы.
Ещё проблема - недофинансирование здравоохранения. Из-за этого, например, дают мало талонов на приём. Вот приходим рано утром в стоматологию, а талонов уже нет. При этом в регистратуре говорят: «Заплатите - к врачу попадёте». И это не коррупция? Зайдите в любое время в нашу стоматологию: полупустое здание - пациентов почти нет, и талонов тоже.
Что же делать? Во-первых, нужна смена экономической политики, то есть создание госпредприятий, чтобы бизнесу оставалась лишь часть. Потому что бизнес, естественно, заинтересован лишь в прибыли, а не в финансировании здравоохранения. Прибыль же от госпредприятий будет поступать в том числе на медицину, а не в карман частникам.
Во-вторых, нужно ликвидировать платное обучение в вузах и вернуть систему распределения для выпускников.
В-третьих, убрать частные клиники, тогда врачи будут оставаться в госучреждениях. Снизится нагрузка на врачей, повысится качество обслуживания и уважение населения к врачам.
В-четвёртых, нужно разгрузить медиков от бумаг, чтобы они тратили время больше на пациентов, чем на документы».
Прокомментировать письмо мы попросили депутата амурского Заксобрания Наталью МИХАЙЛОВУ, которая подробно изучала ситуацию в белогорском здравоохранении.
Конечно, развал в медицине города начался не сегодня, и в том числе из-за присутствия частной медицины. Например, проверки Генпрокуратуры в своё время выявляли перевод средств ОМС не в государственное, а в коммерческое здравоохранение, - отмечает Наталья Юрьевна.- Не спорю, стимулирующие выплаты медикам нужны, но денег сегодня и так немало вкладывается в здравоохранение. Другой вопрос, как эти выплаты усваиваются прогнившим, начиная с головы, организмом. Вот, скажем, недавний отчёт ФОМС: по той же белогорской больнице нарушений на пять млн рублей. Много это для медицины или мало, но параметры не выполняются, что отражается на обслуживании. И пока не определится чёткая грань между государственным здравоохранением и частным, так оно и будет. А нагрузка на медиков действительно большая. Не всё так просто и с распределением выпускников: оказывается, даже целевикам проще заплатить неустойку и пойти работать туда, куда хочется. И если пытаться привязывать медиков исключительно к госучреждениям, то систему оплаты надо пересматривать в корне.
С полисом - всюду?
Кроме того, письмо из Белогорска вывело на некоторые вопросы о правах пациентов. Эти вопросы мы задали директору Амурского филиала страховой компании «СОГАЗ-Мед» Елене ДЬЯЧКОВОЙ.
Вот белогорцы рассказывают о приёмах пациентов приезжими медиками взамен отсутствующих специалистов. Справедливо ли, что человек с полисом ОМС ещё и приезжего врача оплачивает - вынужденно?
- Если в медорганизации нет врача нужного профиля, то лечащий врач (например, терапевт), назначивший пациенту по медпоказаниям консультацию специалиста или какое-то диагностическое обследование/процедуру, обязан оформить направление в другое медучреждение, работающее в системе ОМС. И там бесплатно в плановом порядке должны провести нужную консультацию/исследование. Если и с предоставлением направления возникли проблемы, нужно обратиться к заведующему отделением, главврачу поликлиники или его заместителю. Если и так вопрос не решён, обратитесь в страховую медорганизацию, оформлявшую полис ОМС.
Вообще, является ли дефицит именно местных бесплатных медкадров (где-нибудь в районах области, в том числе труднодоступных) нарушением права застрахованных граждан? Ведь эта ситуация, по идее, толкает пациентов прямо в руки частников!
- Пациент имеет право на получение доступной бесплатной медпомощи в объёме госгарантий, предусмотренных базовой и территориальной программами ОМС. И если он по каким-то причинам не может её получить, конечно, это нарушение. Сейчас в программу ОМС включены:
первичная медико-санитарная помощь; специализированная медпомощь, которая оказывается в стационарных условиях врачами-специалистами и включает профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, в том числе в период беременности, родов и послеродовой период, требующих использования спецметодов и сложных медтехнологий; высокотехнологичная медпомощь, в том числе с применением новых сложных и (или) уникальных методов лечения; обеспечение лекарствами во время стационарного лечения; скорая медпомощь при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства; профосмотры, диспансеризация (в том числе углубленная после перенесённого ковида) и диспансерное наблюдение; медицинская реабилитация; стоматологическое лечение - зубов и полости рта, установка пломб, анестезия, удаление больных зубов. Исключение - зубопротезирование.
Какие-то права полис ОМС даёт в частном медучреждении?
- Частники оказывают медпомощь по полису ОМС, если включены в реестр медорганизаций, работающих в сфере ОМС. Перечень таких организаций определяет территориальная программа ОМС. Реестр ищите на сайте Территориального фонда ОМС или страховой медорганизации.
Между тем
Ровно пять лет назад Президент РФ в ходе общения с тогдашним губернатором Приамурья назвал прямым нарушением закона невозможность своевременно получить медпомощь в регионе: «К специалистам за месяц надо записываться. Талонов нет, чтобы сдать анализы, за три месяца приходится записываться. За деньги - в любое время. Это просто нарушение прямое закона. Это криминал!» Глава государства также предостерёг губернатора от необоснованного закрытия медучреждений в населённых пунктах: «Закрывают, а людям не добраться до больницы 85-100 км».
Интересно было бы проверить, что изменилось за эти пять лет.