Суд защитил клиентку банка, обманутую телефонными мошенниками

защитил права клиентки частного банка, у которой телефонные мошенники списали деньги, а затем обманом оформили кредит на ее имя. 

Суд защитил клиентку банка, обманутую телефонными мошенниками
© Парламентская газета

Как сообщает «Право.ру», (имя и фамилия изменены) была клиенткой частного банка и пользовалась его онлайн-сервисами. Когда в 2020 году ей позвонили и сообщили по телефону, что на ее имя якобы оформлен кредит, а для отказа от него требуется продиктовать СМС-коды, пришедшие от банка, она продиктовала, а после обнаружила, что деньги, напротив, были списаны и переведены на неизвестный счет.

По этим кодам банк заключил с ней договор страхования и одобрил кредит почти на 206 тысяч рублей под 18,9% годовых. Затем деньги были переведены на неизвестный счет в другой частный банк.

Клиентка обратилась в полицию, и по ее заявлению было возбуждено уголовное дело о краже. В банке она настаивала на том, что не оформляла кредит и не получала деньги, но ее претензию проигнорировали, и тогда женщина подала иск в суд. В исковом заявлении она попросила признать недействительным кредитный договор и выплатить ей 20 тысяч рублей компенсации морального вреда.

Истица утверждала, что не заключала договор. Банк в свою очередь предоставил выписку со счета, в которой было указано, что деньги были списаны с ее согласия, и потребовал погасить долг по кредиту. В итоге сразу три судебные инстанции отказали Ефремовой в удовлетворении иска, поскольку заявительница нарушила конфиденциальность в отношении СМС-кода, передав его третьим лицам. В связи с этим суды не нашли оснований для признания кредитного договора недействительным.

Истица оспорила решения нижестоящих инстанций в Верховном суде. В своей жалобе она заявила, что СМС от банка пришло на латинице, условия кредитного договора ей не разъяснили. Также она указала, что не планировала оформлять кредит, ну а код назвала машинально, не разобравшись, что это означает. В результате ВС встал на ее сторону, отменив постановления нижестоящих судов и направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как ранее сообщил «Парламентской газете» сенатор Артем Шейкин, почти половина всех случаев мошенничества происходит через WhatsApp. Политик чуть было сам не стал жертвой мошенников, но вовремя раскусил их еще на первых секундах разговора. Однако, по словам Шейкина, такой опыт и необходимые знания есть не у всех. По его мнению, и другим ведомствам следует усилить контроль в этой сфере.