Войти в почту

У молодых российских айтишников падают зарплаты

В прошлом году, по итогам которого в правительстве заявили о нехватке в России целого миллиона IT-специалистов, российские компании получали на каждую профильную вакансию в среднем по два отклика. Сегодня, по данным HeadHunter, число соискателей выросло до четырех — а где больше желающих, там больше переговорная сила фирмы при определении зарплаты.

У молодых российских айтишников падают зарплаты
© BFM.RU

Сообщается, что предлагаемые суммы в вакансиях для джуниор-специалистов упали на 13%, в среднем до 100 тысяч рублей, у миддлов — на 11%, до 160 тысяч. Рынок столкнулся с наплывом желающих пойти в IT, но там ждут не каждого. Рассказывает гендиректор компании в сфере информационной безопасности Phishman Алексей Горелкин:

Алексей Горелкин генеральный директор компании в сфере информационной безопасности Phishman «Мы набираем специалистов, то есть тенденция к сокращению [спроса на IT], о которой мы слышим в крупных компаниях, до России пока еще не докатилась, и есть шанс, что и не докатится. Что касается специалистов, ситуация все еще напряженная. Специалисты различного уровня приходят с очень низкими реальными знаниями, они отлично себя продают, но по факту ничего не умеют, при этом с завышенными требованиями к зарплатам, и это проблема в целом по рынку. С этим не только мы столкнулись, но наши коллеги из других организаций и компаний. Что касается поиска, он затрудняется, специалисты пишут очень красивые резюме, хорошо презентуются на первых этапах, а когда все это дело доходит до реальной техники, оказывается, что все не так. И найти специалиста до сих пор сложно».

Поиск специалистов высшего уровня, наоборот, усложняется. С уходом ряда иностранных конкурентов российские компании начали расти, и времени обучать молодежь у них нет. Это выливается в рост зарплат в вакансиях для сениоров — по данным HH, суммы выросли на 4%, до 250 тысяч рублей. Рассказывает сооснователь «Битрикс 24» Сергей Рыжиков:

Сергей Рыжиков сооснователь компании «Битрикс 24» «Большинство компаний, в том числе IT либо IT-департаменты больших компаний, на этот год поставили себе задачу — повышение эффективности, а это значит, меньшим количеством людей либо тем же количеством людей делать больше задач. Для этой стратегии хорошо подходят высококвалифицированные специалисты. Мы продолжаем набирать в разработку, нам нужны специалисты, мы стремимся набирать в первую очередь профессионалов. У нас есть свой университет внутри, когда мы берем выпускников вузов, еще полгода их доучиваем, почти половина университета получают в итоге предложения и устраиваются в компанию».

Кроме того, часть высококлассных профессионалов уехали за границу, где их вполне себе ждут. Как рассказывали собеседники Business FM в Казахстане, многие IT-компании там не только предлагают более высокие зарплаты, но и отдают приоритет российским релокантам. Продолжает гендиректор компании «Базальт СПО» Алексей Смирнов:

Алексей Смирнов генеральный директор компании «Базальт СПО» «Мы сотрудников набираем, у нас много открытых вакансий, вообще, у российских фирм в целом идет рост, доля рынка увеличивается, вакансии закрываем с трудом, потому что высококвалифицированных специалистов найти сложно. У нас специфика состоит в том, что мы участвуем в ключевых международных проектах разработки свободных программ, и там надо участвовать в лице действительно высококвалифицированных специалистов. Высококвалифицированных не хватает, все ищут с большим трудом, тут надо еще сравнивать не только с российским, а с международным рынком, потому что высококвалифицированный специалист рассматривает самые различные варианты работы, в том числе и на зарубежные фирмы, и удаленные, и поэтому мы тут участвуем в глобальной конкуренции за кадры».

В отличие от российского рынка, где наем продолжается, западные IT-компании в последние месяцы наперебой объявляют о сокращениях штата. У Amazon, Google и других гигантов речь идет о более чем 10 тысячах уволенных сотрудников, а общая сумма может превышать 100 тысяч человек. Основной причиной компании называют ошибки в планировании, сделанные во время взрывного роста онлайн-сектора во время пандемии.