Член Совета при президенте РФ по русскому языку Константин Деревянко: Запрещать все иностранное - неразумно, это может привести к тому, что придется расплачиваться всему обществу
Константин Деревянко, член Совета при президенте РФ по русскому языку:
Правительство не поддержало законопроект, запрещающий использовать в рекламе латиницу. На мой взгляд, не представляется возможным исполнение этого закона безболезненно, без огромных затрат по изменению рекламных вывесок. Здесь необходимо четко понимать, что есть, допустим, товарный знак, название бренда, которые имеют транслитерацию в латинице, и их нет смысла менять. Этот момент и напряг рекламные фирмы, которым пришлось бы переделывать вывески и тому подобное.
Однако в поправках в закон о русском языке, который на днях рассматривала Госдума, как раз предусмотрен даже размер шрифта на латинице. Я считаю, что это абсолютно нормально, когда языковая городская среда уважает национальный язык, государственный язык и не пестрит часто неграмотными русифицированными английскими названиями. Или совершенно неуместными оборотами, написанными на латинице там, где можно спокойно использовать кириллицу.
Инициатива, которая уже множество раз обсуждалась самим отраслевым сообществом, не может быть поддержана правительством в силу того, что это излишняя норма, которая уже, по сути своей, была закреплена в законе. Реклама как раз попадает в ту сферу деятельности, где соблюдение норм русского языка как государственного является обязательным. Эта литературная норма будет фиксироваться в соответствующих словарях, которые отберут на основании рекомендаций правительственной комиссии. Список этих словарей, грамматик и справочников зафиксирует постановление правительства.
С 2025 года вступит в силу обязательная лингвистическая экспертиза на предмет соответствия нормам всех правовых актов, которые публикуются в стране. Это очень важный шаг для повышения чистоты речи в публичном пространстве.
И еще. В законе, конечно, прописано, что реклама должна соответствовать языковым нормам, введены уточнения, связанные с рекламными вывесками, но законодателям нужно аккуратно и мягко регулировать эту сферу, чтобы изменения не стали непосильной нагрузкой на бюджеты коммерческих компаний, малого и среднего бизнеса. Запрещать все иностранное - неразумно, это может привести к тому, что придется расплачиваться всему обществу. И необходимо найти здесь правильный баланс, стремиться к тому, чтобы была качественная языковая среда, в том числе городская, где видно уважение к нашему языку, отсутствуют ошибки, которые преимущественно на кириллице совершаются. Но латиница не должна быть запрещена, особенно если это касается товарных знаков. Тем более что мы открытая страна и всегда рады тому, чтобы к нам приезжали иностранцы, поэтому у нас и метро в Москве на латинице с транслитерацией. Вот такой должен быть подход, плавный, планомерный по повышению языковой культуры в нашем обществе.