В России предлагают запретить рекламу микрофинансовой деятельности

Депутаты петербургского парламента проработали инициативу об изменении федеральных законов о микрофинансовых организациях и о рекламе, которые планируют дополнить пунктом о запрете рекламы микрофинансовых организаций. Соответствующую инициативу, подготовленную группой депутатов, среди которых есть Андрей Рябоконь, и , они обсудили и одобрили на заседании бюджетно-финансового комитета. Инициативу планируется рассмотреть на одном из ближайших заседаний петербургского Заксобрания.

В России предлагают запретить рекламу микрофинансовой деятельности
© Парламентская газета

Видео дня

Депутаты считают, что из-за легкой доступности микрозаймов, то есть в отличие от банков отсутствия необходимости подтверждать свою платежеспособность, микрозаймами пользуются наиболее бедные слои населения. Чаще всего в режиме «до зарплаты». В итоге закредитованность в стране составляет более 50 процентов, а в отдельных регионах до 85 процентов. Но у парламентариев к самой системе МФО претензий нет. А есть вопросы к их агрессивной рекламе, которая вызывает у граждан ощущение возможности получить деньги бесплатно. «Часто люди не рассчитывают свои финансовые возможности, поддаваясь экспрессивному порыву и маркетинговым уловкам. Из-за падения реальных доходов у людей возникает все больше соблазнов обратиться к услугам микрофинансовых организаций, а риски дальнейшего снижения доходов и увеличения безработицы создают предпосылки для сползания в долговую яму», — говорят авторы законодательной инициативы.

По данным Центрального банка России, в 2022 году объем выданных займов МФО вырос на 22 процента по сравнению с 2021 годом. Общая сумма таких заимствований в России достигла 365 миллиардов рублей. А объем задолженности увеличился почти до 35 процентов. Как уточнил Андрей Рябоконь, около 80 процентов микрозаймов выдается через интернет. В то же время на интернет-сайтах зачастую скрываются истинные условия договоров, которые предусматривают очень высокие проценты за любое нарушение.

Представитель одного из российских банков , приглашенный на заседание БФК, поддержал инициативу депутатов. По его словам, МФО зачастую не учитывают текущую долговую нагрузку людей. В результате их обязательства превышают финансовые возможности. Плохая кредитная история таких клиентов не позволяет им обратиться в банк в случае необходимости. «Таким образом, по мнению представителей банковского сообщества, запрет рекламы МФО в России может стать важным шагом в борьбе с негативными последствиями, связанными с микрозаймами. Такое решение может обеспечить большую защиту прав потребителей» — констатировал он.

В то же время депутат обратил внимание на необходимость уточнения критериев, чтобы под действие закона не попали в том числе организации, которые по инициативе государства оказывают помощь и поддержку. Он привел в пример петербургский Фонд кредитования малого и среднего бизнеса. В период пандемии он ссуживал средства нуждающимся организациям под 1-3 процента. «Полное название звучит следующим образом — Фонд содействия кредитования малого и среднего бизнеса, микрокредитная компания. Важно не навредить таким фондам. Поэтому надо более точно сформулировать, что мы хотим запретить», — отметил парламентарий.