"Работа в России" досталась не всем
<blockquote class="quote2"> <p>По мнению Счетной палаты, эффективность общероссийской базы вакансий "Работа в России" составляет 53,8%.</p> </blockquote> <p>Среди <span><span><span><span><span>причин представители палаты называют ошибки в работе системы, нарушения при ведении бухгалтерского учета, риски, связанные с информационной безопасностью. Ведомство проводило проверку с февраля по ноябрь 2022 г.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>С момента основания в 2015 г. на развитие платформы затрачено 2,6 млрд руб. Три четверти от суммы приходится на последние три года. Рост расходов связан с пандемией: с 2020 г. платформа развивалась в сторону предоставления госуслуг для помощи в занятости в электронной форме. К окончанию проверки на "Работу в России" было переведено только две услуги из 12 запланированных. Однако пресс-служба Роструда сообщила ComNews, что позже, к нужным срокам, введены все услуги.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Счетная палата указывает и на другие проблемы. Так, в мае 2021 г. Роструд начал использовать сервис сбора данных активности пользователей. Полученные сведения нужны для оптимизации подбора резюме и вакансий. Однако по состоянию на 1 декабря 2022 г. он не был введен в эксплуатацию. "В настоящее время все сервисы, которые были разработаны и прошли опытную эксплуатацию, введены в действие и используются на "Работе России", - дал комментарий представитель пресс-службы Роструда.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Также он сказал, что база вакансий "Работы в России" является крупнейшей: "Она содержит информацию о 1,6 млн вакантных рабочих мест, а количество пользователей превышает 16 млн. Как отмечают авторы отчета Счетной палаты РФ, 95% от общей выборки сведений о вакансиях являются уникальными. Работа по актуализации сведений, повышению качества размещенной информации, развитию портала продолжается".</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Ярослав Нилов, председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, заместитель руководителя фракции ЛДПР в Государственной Думе, отмечает: "Сервис объединяет 3,5 млн организаций и 55 млн работников. Но у того же HeadHunter - больше 61 млн резюме и интерфейс куда удобнее. Другое дело, что перед частными рекрутинговыми сайтами вроде HH не стоит таких масштабных задач, как перед "Работой в России". Комментарий относится к периоду проверки (февраль -ноябрь 2022 г.).</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Ильнур Мубараков, аудитор Счетной палаты Республики Татарстан, видит такие проблемы в работе сервиса: "Работодатели сообщают о невозможности подключения для выставления вакансий либо подачи отчетности. Отсутствует горячая линия портала, техническая поддержка не всегда оперативно реагирует на обращения".</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>С сервисом "Работа в России" интегрированы HeadHunter, Superjob и "Работа.ру" - резюме оттуда могут публиковаться на портале Роструда. Также база формируется центрами занятости страны. Максим Евдокимов, директор по продуктам hh.ru, на вопрос, может ли "Работа в России" стать монополистом на рынке, отвечает, что это вряд ли произойдет: "Работа в России" не ставит задачи заменить или запретить все работные сервисы и сайты в стране, а скорее агрегирует информацию и предоставляет сервис одного окна. И эти цели понятны: государству хочется четко понимать, каковы спрос и предложение на рынке труда, как можно помочь, в какую сторону стоит развивать национальные образовательные программы. Но с точки зрения работодателя или нанимателя, агрегированный сервис не несет той пользы, которую предоставляют специализированные площадки".</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Президент SuperJob Алексей Захаров напомнил, что "Работа в России" – ресурс Минтруда. "По сути, он вообще не предназначен для поиска работы и подбора персонала. Там агрегируются вакансии с различных сайтов, в том числе SuperJob. Больше для целей статистики. Таким образом, если один и тот же работодатель опубликует вакансию на SuperJob и еще на трех сайтах, то на сайте Минтруда они посчитаются несколько раз, - пояснил он. - </span></span></span></span></span><span><span><span><span><span>Количество вакансий на работных сайтах, в том числе на SuperJob, тоже само по себе не является показателем, который следует учитывать. Количество вакансий не связано с количеством рабочих мест. Например, объявление одно – "продавец в супермаркет", а рабочих мест за ним тысячи. Или две тысячи вакансий "бурильщик на вахту", опубликованных в разных городах. Вакансий две тысячи, а на работу вахтой требуется всего восемь человек. Но из какого региона откликнется человек, заранее предсказать невозможно. Поэтому неверно оценивать сайты просто по количеству вакансий. Всегда нужно смотреть глубже. </span></span></span></span></span><span><span><span><span><span>Можно оценивать эффективность "Работы в России" относительно тех задач, которые Минтруд ставил перед этим ресурсом. Задачи поиска работы или подбора персонала – это последнее, зачем люди ходят на сайт Минтруда. Там есть другая функциональность, например, регистрация безработных. Такой функциональности нет и никогда не будет на коммерческих ресурсах. В общем, сравнивать государственный ресурс и коммерческие порталы, это как сравнивать зеленое с мокрым".</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span><span><span>Независимый эксперт ИТ-рынка Вадим Плесский считает, что у "Работы в России" много недочетов: "Сразу возникают вопросы по дизайну площадки и подходу к работе с пользователями. При открытии платформы выводится сообщение: "Продолжая пользоваться данным сайтом, я выражаю согласие Федеральной службе по труду и занятости на обработку моих персональных данных, в том числе с использованием метрических программ". Простому человеку совершенно непонятно, о чем идет речь, формулировки пугают. Наработанная клиентская база - в этом случае зарегистрированные пользователи - является наиболее ценным активом. Никто не будет делиться им просто так, ведь наработка клиентской базы стоит больших денег, и это долгий процесс". Плесский отметил, что даже если портал начнет активно рекламироваться и "охотиться за кандидатами", то потребуется много времени, прежде чем их клиентская база станет сопоставимой с лидерами рынка.</span></span></span></span></span></p> <p><span><span><span>Анастасия Овчаренко, директор практики high-tech Kontakt InterSearch Russia, думает, что "Работа в России" может стать популярной у работодателей и соискателей, если станет альтернативой походу в центр занятости. Однако маловероятно, что платформа будет монополистом: "Тот факт, что портал создало государство, не дает никаких дополнительных пользовательских преимуществ. Для того чтобы все массово переключились с HH и SuperJob на "Работу в России" и она стала монополистом - ей нужна killer feature, за которой на платформу пойдут соискатели и работодатели. Компания HH очень много и долго инвестировала в продвижение и развитие, чтобы занять лидирующее место на рынке"</span></span></span>.</p>