Внебюджетные фонды недополучают взносы от трудовых мигрантов

Патентная система трудоустройства иностранцев дала в бюджет Приморья в 2022 году более 1,3 миллиарда рублей. Однако размер неуплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за трудовых мигрантов превысил размер перечисленного этими работниками авансом (как того требует законодательство) НДФЛ. О том, почему так происходит, "РГ" рассказал председатель правления приморской региональной общественной организации "Миграция" Сергей Пушкарев.

Внебюджетные фонды недополучают взносы от трудовых мигрантов
© Российская Газета

Сергей Григорьевич, какие правила действуют для иностранцев, устраивающихся на работу в нашей стране?

Сергей Пушкарев: Для привлечения иностранных граждан, желающих работать в России и живущих в странах с визовым режимом въезда в нашу страну, действует хорошо отлаженный механизм. Они приезжают к нам, зная, где будут трудиться и жить, за какую зарплату и на какой срок.

Для иностранцев, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы (некоторые страны бывшего Союза), законодательство определило безадресное получение патентов и свободный поиск работы. В свое время эти нормы были приняты, чтобы въезжающие "безвизовики" могли легализовать свою трудовую деятельность в России, оформив патенты и увеличив тем самым поступления в местные бюджеты от авансовых платежей в виде НДФЛ. И эта политика поставленную задачу решила: количество полученных патентов в нашем крае увеличилось с 20615 в 2019 году до 28775 в 2022-м. В бюджет Приморья от НДФЛ за осуществление деятельности на основании патентов поступило за 2019 год 716,2 миллиона рублей, за 2022-й - более 1,3 миллиарда. И тем не менее этот опыт привел к тому, что спрос на иностранную рабочую силу в регионе не соответствует предложению.

В Приморском крае работают тысячи трудовых мигрантов, прибывших из визовых и безвизовых стран. Фото: Валентин Труханенко

В чем это проявляется?

Сергей Пушкарев: У нас нет реальных данных о состоянии рынка внешней трудовой миграции. Сегодня дискредитируется механизм организованного набора, предпочтение отдается теневому набору через "посредников" и "бригадиров". Работодатели нарушают права трудовых мигрантов. И потери от неуплаты отчислений в российские государственные внебюджетные фонды (соцстраха, пенсионный, медстрахования) составили в РФ в прошлом году 5,7 миллиарда рублей. Эта цифра сложилась из данных о потерях от неуплаты страховых взносов с зарплаты трудовых мигрантов, работающих без договоров с работодателем, и иностранцев, оформивших патенты для работы у физических лиц: например, в Приморье это 14836 человек. К слову, где они на самом деле работают - вопрос, потому что от физлиц поступили подтверждения о предоставлении работы всего 1806 мигрантам с патентами. Где остальные 13030? Видимо, работают у юридических лиц без договора найма.

Бизнес Приморья неохотно использует систему оргнабора трудовых мигрантов. Почему?

Сергей Пушкарев: 73 процента предприятий и организаций Приморского края - преимущественно малого и среднего бизнеса - не имеют возможности использовать инструментарий оргнабора специалистов из безвизовых и визовых стран из-за значительных финансовых и временных затрат, неустойчивой ситуации в экономике, требующей быстрого кадрового реагирования.

Сегодня дискредитируется механизм организованного набора, предпочтение отдается теневому набору через "посредников" и "бригадиров". Работодатели нарушают права трудовых мигрантов

Словом, у них нет времени ждать и желания возиться, тем более при наличии избытка ищущих работу "безвизовиков". В итоге они берут работников из числа неорганизованных мигрантов, готовых на любые условия труда и без заключения договоров. Да, работодатели рискуют получить случайных, непроверенных сотрудников и нарваться на крупный штраф. Но в силу обстоятельств идут на этот шаг, экономя в том числе на страховых взносах во внебюджетные фонды РФ. И, кстати, на материальной компенсации в случае производственного травматизма.

Ежегодно в неуправляемом режиме неформальной занятости на территории края находятся более 20 тысяч трудовых мигрантов из безвизовых стран СНГ. Это ведет к нарушению принципа приоритета трудоустройства граждан РФ перед иностранными гражданами, провозглашенного статьей 17 закона о занятости населения. Растет недовольство местного населения незаконной деятельностью мигрантов, создаются предпосылки роста социальной напряженности в обществе, проявлению экстремистских и террористических угроз.

Есть ли возможность изменить сложившуюся практику отношений с трудовыми мигрантами-"безвизовиками"?

Сергей Пушкарев: В определенной мере нынешнему положению способствует недостаточный контроль со стороны органов, призванных следить за соблюдением работодателями миграционного, трудового и налогового права. Но без кардинального изменения существующего, законодательно утвержденного порядка трудоустройства "безвизовиков" упор лишь на усиление контроля вряд ли даст требуемый эффект, да к тому же потребует значительного увеличения штата инспекторов. А где их взять?

Мы предлагаем схему согласованного действия всех участников регулирования рынка внешней трудовой миграции при четком исполнении возложенных на них функций и оперативном обмене информацией. При этом вся деятельность участников процесса координируется межведомственной рабочей группой по рассмотрению вопросов пребывания иностранных граждан в Приморском крае. Ведущая роль в схеме взаимодействия отводится региональному министерству профессионального образования и занятости населения.

Главное в предлагаемой схеме заключается в обязательной постановке на учет иностранных граждан при получении патента в качестве соискателей рабочих мест в КГКУ "Приморский центр занятости населения". При этом они становятся потребителями государственной услуги как граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы.

Вот для успешной реализации предложенной схемы требуется усиление контроля со стороны приморских управлений МВД, ФНС, Гострудинспекции за действиями работодателей, использующими труд "безвизовиков". И надо подумать, как к этому процессу контроля привлечь другие общественные организации. Например, профсоюзы, имеющие свои первичные организации на предприятиях и наделенные законом правом инспекции за исполнением трудового законодательства.

Между тем

В феврале секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев сообщил, что в России планируется ввести режим "контролируемого пребывания" для мигрантов. По его словам, разработан проект соответствующего федерального закона. На прошедшей в марте расширенной коллегии МВД было решено к 1 июля представить комплексные предложения по дальнейшему развитию миграционной политики.