Почему в Сибири аграрии травят пчел пестицидами и как найти компромисс между уничтожением вредителей и жизнью пасек

Тысячи пчелосемей ежегодно гибнут в Сибири из-за обработок посевов химикатами. Пчеловоды требуют запретить использование пестицидов первого и второго класса опасности, а растениеводы, стремясь сохранить качество продукции, выступают за уничтожение вредителей действенными препаратами. Будет ли компромисс?

Почему в Сибири аграрии травят пчел пестицидами и как найти компромисс между уничтожением вредителей и жизнью пасек
© Российская Газета

Пчеловоды бьют в набат: только в 2022 году в Алтайском крае официально зафиксировали гибель 225 пчелосемей, а пострадало более трех тысяч, из них немногие смогли пережить зиму. Почему пчеломор стал массовым именно в последние годы? Председатель правления Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков продуктов пчеловодства Сергей Тастан называет две главные причины. С 2011 года у Россельхознадзора исчезла функция контроля за поступаемыми агропрепаратами. И в Россию начали ввозить под видом качественных пестицидов просроченные или запрещенные ядохимикаты. В прошлом году эту функцию вернули. Вторая причина - увеличение посевов рапса, который привлекает не только пчел, но и вредителей. Именно после обработок рапса происходят пчеломоры.

Пока основной способ уберечь медоносных насекомых от потрав - это своевременное оповещение. Фермеры должны не менее чем за трое суток сообщить о предстоящих обработках, а пчеловоды - вывезти ульи в безопасное место. За последние три года в крае запустили уже несколько цифровых сервисов для предупреждения о предстоящих обработках. Однако это не спасает. "В крае очень много стационарных пасек, которые невозможно вывезти, - говорит замруководителя регионального отделения Союза пчеловодов России Станислав Пилигин. - И травят ведь не только пчел, но и землю, урожай, который выращивают, животных. Никто не считал и не оценивал ущерб, наносимый природе. Поэтому единственное решение - запретить применение препаратов 1 и 2 класса опасности и более активно использовать биопрепараты".

Только в 2022 году в Алтайском крае официально зафиксировали гибель 225 пчелосемей, а пострадало более трех тысяч

Но есть и вторая сторона - растениеводы. Они получают прибыль от выращенных сельхозкультур, а если не будут обрабатывать поля, то потеряют урожай. "Рапс сегодня одна из самых высокомаржинальных культур, которую мы поставляем на экспорт. Это приносит неплохие доходы, - подчеркивает замминистра сельского хозяйства Алтайского края Михаил Чмырев. - Запретить его выращивать нельзя. Основная причина гибели пчел в том, что аграрии не соблюдают правила внесения пестицидов и агрохимикатов и не сообщают пчеловодам об обработках. Но немало случаев, когда пчеловоды даже после предупреждения не вывозят пчел".

На последней встрече пчеловодов, аграриев и ученых, прошедшей в Алтайском агроуниверситете, прозвучало несколько дельных предложений. В частности, запретить обработку опасными химикатами в период цветения и в это время использовать биопрепараты, безопасные для пчел. Ввести ограничение на посевы рапса в радиусе семи километров от населенных пунктов. А также поощрять дополнительной господдержкой аграриев, использующих только биопрепараты. Некоторые из этих предложений планируют включить в поправки в федеральный закон о пчеловодстве, которые сейчас готовят в заксобрании региона. Пока эти предложения только обсуждаются, и пчеловоды не знают, чего ждать от нового полевого сезона. В региональном управлении Россельхознадзора говорят, что в этом году будут строго отслеживать применения всех агропрепаратов, поскольку заработала система "Сатурн". Вот только административные наказания за неправильное внесение пестицидов и потраву пчел фермеров не пугают: в сравнении с потерей урожая для них это копейки. Штрафы для юрлиц - от 10 до 100 тысяч рублей.

Возмещение ущерба пчеловодам - это более серьезные суммы. Сейчас в судах рассматривают около десятка исков по прошлогодним потравам. По некоторым из них суммы ущерба доходят до 12 и даже 24 миллионов рублей. Фермерам есть о чем задуматься. Тем более судебная практика в регионе уже наработана. Например, пять владельцев пасек в Шипуновском районе, у которых сельхозпредприятие в 2019 году потравило пчел, полтора года потратили на судебные разбирательства, но доказали ущерб на 4,7 миллиона рублей.

Мнения

PRO

Андрей Любимов, руководитель Кузбасского регионального отделения Союза пчеловодов России:

- Можно ли запретить обработку полей пестицидами 1 и 2 класса опасности? Да, если аграрии будут рассматривать пчел как инструмент снижения себестоимости продукции - для опыления сельскохозяйственных культур. Такие примеры в Кузбассе уже есть. В прошлом году пчеловодческий кооператив предоставил агропредприятию около двух тысяч пчелосемей для опыления посевов гречихи. И при средней урожайности в девять центнеров с гектара фермеру удалось получить 21-23 центнера. Теперь фермер согласовывает свои действий с пчеловодами, тщательно подбирая агрохимикаты.

Подготовила Юлия Потапова, Кемерово

CONTRA

Андрей Стуканов, начальник отдела государственного земельного надзора, контроля в области применения пестицидов и агрохимикатов Управления Россельхознадзора по Новосибирской и Томской областям:

- Запретить обработку полей химикатами невозможно. Во-первых, она экономически эффективна. При ее запрете возможен ущерб экспортным поставкам сельскохозяйственных культур, и не только локальным. Если в Поднебесной обнаружат вредителей в экспортной продукции из одного региона, то Китай будет вправе отказаться от поставок со всей России. Во-вторых, если отказаться от пестицидов первого и второго классов опасности, то аграрии будут вносить пестициды третьего и четвертого классов без учета дозировок, и это нанесет ущерб окружающей среде.

Подготовила Нина Рузанова, Новосибирск