Цифровые компании не обяжут предоставлять социальные гарантии платформенным занятым

Одной из главных тем на Петербургском международном юридическом форуме, который на днях завершился в северной столице, стало обсуждение закона о занятости населения, прошедшего первое чтение в Госдуме.

Цифровые компании не обяжут предоставлять социальные гарантии платформенным занятым
© Российская Газета

Ожидается, что до конца весенней сессии будет внесен на рассмотрение депутатов и его спутник - закон о платформенной занятости. Так называют оказание услуг и выполнение работ при помощи посредников - цифровых сервисов, к которым относятся, например, агрегаторы такси, службы курьерской доставки, часть компаний онлайн-торговли и т.д.

В проекте закона-спутника предусмотрено, что цифровые платформы должны будут регистрироваться в специальном реестре.

Законопроект вызывает в обществе дискуссии, поскольку, по оценкам замдиректора Института социальной политики НИУ "ВШЭ" Оксаны Синявской, касается большого числа граждан: выполнение заказов через цифровые платформы сейчас является основным источником заработка не менее, чем для 1,7 миллиона человек в России. Еще примерно столько же используют платформенную занятость как регулярную подработку.

"Финансовых обязательств у таких компаний нет. Однако есть обязательства по информированию и созданию преференций для занятых, участвующих в страховых программах", - заявил на форуме депутат Госдумы Андрей Исаев, который руководит группой по разработке законопроекта о платформенной занятости. Он подчеркнул, что отношения между платформами и исполнителями не являются взаимоотношениями между работниками и работодателями по целому ряду признаков.

"Мы имеем дело с совершенно новым типом занятости, который не может быть вполне описан ни как трудовые, ни как гражданско-правовые отношения", - отметил депутат. Именно поэтому решение выделить регулирование платформенной занятости в отдельный закон стало компромиссом в споре о том, каким оно должно быть.

Тем не менее, платформы должны способствовать увеличению числа застрахованных занятых, для чего они должны информировать платформенных работников о таких возможностях и создавать преференции для их участия в системах добровольного страхования.