Заменит ли искусственный интеллект врача? Эксперт оценил перспективы применения цифровых технологий в медицине

Телемедицина - один из самых перспективных и активно развивающихся сейчас видов медицинской помощи. Прорыв произошел во время пандемии, когда были сокращены возможности очного посещения врачей. О том, какие направления в цифровизации здравоохранения наиболее востребованы и что сдерживает развитие телемедицинских технологий, "Российской газете" рассказал глава медицинской технологической компании "Доктор рядом" Максим Чернин.

Заменит ли искусственный интеллект врача? Эксперт оценил перспективы применения цифровых технологий в медицине
© Российская Газета

"Телемедицина имеет большой потенциал в повышении доступности качественных медицинских услуг и эффективности российского здравоохранения. Но для этого необходима либерализация законодательства - разрешение на постановку определенных диагнозов дистанционно и назначение терапии, выписку лекарств, открытие и закрытие больничного листа. Это важная предпосылка к дальнейшему развитию телемедицины, о которой обычно говорят эксперты. Но на мой взгляд, она является далеко не единственной", - считает Максим Чернин.

Технологизация медицины в России началась не так давно - только в течение последних 10 лет у врачей на столах стали появляться компьютеры, были введены электронные карты. Для многих врачей, особенно старшего поколения, это означало дополнительные неудобства: нужно было осваивать компьютерную технику и программы, учиться вводить данные в систему, вести отчетность в электронном виде. Многие оказались к этому не готовы.

"Вместо помощи и высвобождения времени, цифровизация в моменте увеличила нагрузку на врача. А если говорить о телемедицине, то для многих врачей эта технология тоже в свою очередь выглядит непонятной, требующей перестройки работы, новых компетенций на фоне высокой загрузки очными приемами и отчетностью, - отмечает эксперт. - Причем если изменений в законодательстве не произойдет, то нагрузка на систему и вовсе вырастет: при фактическом сохранении количества очных приемов добавятся обращения пациентов в дистанционном формате".

Еще одно сложное направление цифровизации - использование искусственного интеллекта в диагностике, которое также стало бурно развиваться на пике заболеваемости коронавирусной инфекцией, когда потребовалось в сжатые сроки выполнять и обрабатывать огромное количество КТ и МРТ исследований. При этом ИИ помог интенсифицировать проведение диагностики (описание одного снимка удалось сократить до 15 минут), но окончательный диагноз все равно ставил врач.

"Пока еще ни один проект не делегировал решение по диагнозу алгоритму и машине. Любая медицинская ошибка способна обернуться серьезными репутационными рисками и судебными издержками. Да и основной принцип в медицине ("Не навреди!") буквально вшит в ДНК медицинского работника. Медицина - крайне консервативная сфера, поэтому внедрение инноваций в этой области идет и будет идти пока крайне медленно", - отмечает Чернин.

Еще одна проблема медленного развития направления ИИ - это отсутствие доступа к большим массивам фактических данных, а это необходимое условие для обучения моделей и алгоритмов, - отмечает эксперт.

"Самым большим объемом информации обладают государственные клиники, но они, за немногими исключениями, не имеют своих ИТ-подразделений, а стартапы, которые умеют строить модели ИИ, не имеют доступа к этим данным", - говорит Максим Чернин.

Еще одной важной проблемой медтеха, по его словам, является существенное недофинансирование сегмента в целом. "Особенно это становится очевидным в сравнении с банковским сегментом, финансовой сферой и онлайн-торговлей. На эти сферы "работают" как сами участники рынка с огромными оборотами и инвестициями, так и многочисленные стартапы, поставляющие для них свои разработки. Технологических предпринимателей и инвесторов сдерживает отсутствие заметного спроса на технологические разработки со стороны медицинских компаний. Да и у большинства самих игроков медицинского рынка доля инвестиций в цифровые технологии существенно меньше, чем у игроков указанных выше отраслей", - подчеркивает Чернин.

И, конечно, один из главных сдерживающих факторов - дефицит квалифицированных кадров в области современных цифровых технологий. Тем более что медицина как отрасль пока уступает в возможностях предложения профессионального развития специалистов.

"Несмотря на все эти сдерживающие факторы, технологии будут все глубже и быстрее проникать в сферу здравоохранения. Меняются привычки и ожидания пациентов, в отрасль приходят новые специалисты, больше внимание на цифровизацию стало обращать государство, появляются новые оригинальные и многообещающие технологии, особенно в области ИИ. Отрасль будет двигаться к появлению новых форматов, центральным местом в которых станет гибридная омниканальная модель взаимодействия пациента и клиники (онлайн- и офлайн-взаимодействие будут дополнять друг друга), - заключил Чернин.

По его мнению, алгоритмы и искусственный интеллект еще долго не заменят врача, но уже скоро смогут стать его важным помощником. К тому же онлайн-технологии, использование электронных ресурсов и приложений увеличивают управление пациентами своим здоровьем, включая, что очень важно, и профилактику.

"Цифровизация превратит здравоохранение в daily medicine так же, как в недавнем прошлом посещение банка превратилось с помощью удобных приложений в формат daily banking. И выиграть от всего этого, конечно же, должен прежде всего пациент", - заключил Максим Черненко.