Глава Роструда анонсировал три новых сервиса на портале "Онлайнинспекция.рф"

Бесплатное профессиональное обучение по нацпроекту "Демография" в 2023 году получат 140 тысяч человек. А на портале "Онлайнинспекция.рф" появятся три новых сервиса. Об этом в интервью "Российской газете" на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) рассказал руководитель Федеральной службы по труду и занятости Михаил Иванков.

Глава Роструда анонсировал три новых сервиса на портале "Онлайнинспекция.рф"
© Российская Газета

Правительство выделит Роструду более 2,5 млрд рублей для организации профессионального обучения. Представители каких профессий получат возможность получить образование или повысить квалификацию? И какими будут условия?

Иванков: Прежде всего, я хочу отметить, что деньги уже выделены для организации программы профессионального обучения, которое Роструд реализует по поручению Минтруда по Национальному проекту "Демография".

У нас уже работают по этой теме два федеральных оператора, это Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, а также Томский государственный университет. И подключается теперь третий оператор - это Институт развития профессионального образования, то есть структура, которая будет делать акцент на профессионально-техническое образование.

Программа работает уже не первый год, она очень востребована. Какие категории по ней могут учиться? Прежде всего, это безработные граждане, участники СВО, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, предпенсионеры и еще ряд категорий. Подать заявление на обучение можно на нашем портале "Работа России".

Сколько на сегодня человек уже обучается по этим программам? Какие программы пользуются спросом больше?

Иванков: План на этот год обучить порядка 140 тысяч человек. На сегодняшний момент учится уже 70 тысяч человек, и 14 тысяч человек уже закончили обучение. Всего предлагается 14 тысяч различных образовательных программ, то есть выбор очень широкий. Это и программы, связанные с рабочими специальностями, программы в сфере услуг, программы, связанные с информационными технологиями.

Если говорить о наиболее востребованных, я бы отметил работу с маркетплейсами, туда достаточно много желающих, кадровая работа - кадровое делопроизводство, и ряд IT-специальностей: программирование, работа с данными.

При этом есть разница по возрастным категориям. Например, если в категории 50+ лидирует профессия экскурсовода, то молодёжь чаще выбирает IT-специальности, программирование и аналитика данных, веб-дизайн.

Ожидать ли нам каких-то новых сервисов от Роструда, которые будут помогать как работникам, так и работодателям?

Иванков: Мы уже много лет развиваем систему электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф". Набор сервисов, который там есть, помогает решать проблемы работников и работодателей, но мы не останавливаемся. В этом году мы планируем запустить три новых сервиса, которые, прежде всего, ориентированы на работника, но, конечно, будут полезны и работодателю.

Вот буквально в ближайшее время мы планируем запустить сервис, с помощью которого работник до обращения в инспекцию труда сможет направить обращение к работодателю с целью предварительного урегулирования возникших проблем. Почему мы этот сервис создали? У нас уже много лет работает сервис "Сообщить о проблеме", через который можно направить обращение в инспекцию труда. Очень часто получалось так, что буквально через два-три дня работник снимает это заявление, потому что показал работодателю эту информацию и работодатель решил проблему. Мы приняли решение сделать более простой, более удобный сервис, с помощью которого информация направляется сразу работодателю. И если проблема не решается в течение 10 дней, тогда он ставит отметку, и сервис направляет его заявление для отработки в инспекцию труда.

Еще два сервиса помогают работникам более четко понимать, что им положено с точки зрения защиты трудовых прав. Один из сервисов "Гарантии, льготы и компенсации". Достаточно не просто бывает работнику понять, что ему положено: какие гарантии, какие льготы должен предоставлять ему работодатель.

Это зависит от типа предприятия, статуса самого работника, от его жизненной ситуации и др. И разобраться в этом, читая нормативно-правовые акты, не просто. Сервис в простой интерактивной форме формирует для работника список тех гарантий, которые предусмотрены трудовым законодательством в зависимости от выбранных признаков.

Второй сервис больше направлен на охрану труда. Тема средств индивидуальной защиты тоже достаточно непростая с точки зрения понимания, в каких условиях какими средствами индивидуальной защиты по законодательству работодатель должен обеспечить работника.

Примерно по тому же принципу в зависимости от типа предприятия, вредных и опасных факторов, формируется перечень тех средств индивидуальной защиты, которыми работника должен обеспечить работодатель. Мы надеемся, что эти сервисы у нас будут также востребованы как все остальные, которые работают на "Онлайнинспекции.рф". И это поможет в целом снизить количество нарушений в сфере трудовых прав, обеспечить более комфортные условия их соблюдения и для работников, и для работодателя.