Всем, кто живет в России, придется постоянно получать российские водительские права. Госдума во втором чтении приняла законопроект о получении прав на управление транспортными средствами, он может вступить в силу с апреля 2024 года. Так, выданные за рубежом удостоверения нужно будет обменять на российские в течение года после получения вида на жительство или российского паспорта. Это правило не распространяется на россиян с белорусскими правами и белорусов с видом на жительство в РФ.
При этом процедура подтверждения документов для владельцев легковых авто и мотоциклов будет проще, чем для водителей грузовиков и автобусов. Для прав на легковую машину или мотоцикл нужно будет сдать только теорию. Водителям грузовиков и автобусов перед обращением в ГИБДД нужно будет пройти внутренний экзамен в автошколе. Вот что говорит член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский:
Глеб Виленский член совета директоров группы содействия «Дельта» «В большинстве стран мира человек может ездить по национальным правам, если он турист. Если он задерживается в стране, иммигрирует, получает работу или просто долго там живет, то ему нужно получить национальное водительское удостоверение. В большинстве случаев человек, у которого есть достаточный стаж вождения, может получить это национальное водительское удостоверение в легковой категории без дополнительных экзаменов, а просто обменяв национальное старое на национальное новое. Поэтому тут ничего принципиально не меняется. Но важно, что количество водителей на дорогах с национальными правами стран ближнего зарубежья в результате резко сократится, и от этого будет меньше путаницы, ошибок при таких вещах, как получение страхового возмещения. Сейчас идет много страховых выплат в адрес людей, у которых не российское водительское удостоверение, и поскольку там не всегда есть русский язык, и не всегда аккуратно заполняются данные на нем, то с этим бывают путаницы, которые и затрудняют выплату и правильное оформление страхового случая. Плюс изменится жизнь водителей грузовиков и автобусов. Здесь могут быть некоторые неудобства и сложности для транспортных компаний, скажем, для «Мосгортранса». Потому что большая доля водителей и грузовиков, и автобусов — это трудовые мигранты, они зачастую работают со своими национальными водительскими удостоверениями. Для того чтобы все они могли пройти переподготовку и получить российское удостоверение, потребуется время. Поэтому в законе, который принимается, обязательно должны быть аккуратно прописаны переходные положения, чтобы все люди, которым нужно поменять водительское удостоверение, успели пройти переподготовку, и мы не остались без автобусов на линии».
Законопроект также усиливает контроль за автошколами. Им придется чаще подтверждать наличие материально-технической базы: учебных классов, площадки, учебных авто и так далее. Ситуацию в автошколах это не исправит, считает вице-президент Гильдии автошкол России Алексей Нестеренко:
Алексей Нестеренко вице-президент Гильдии автошкол России «Заключения выдавались на большой срок, на более чем пять лет, на десять. Некоторые недобросовестные автошколы брали у кого-то материально-техническую базу, после получения заключения ее возвращали, и по факту у автошколы ее не было, она существовала только на бумаге, в лучшем случае кабинет, а действующее заключение у нее было. Сотрудники ГИБДД не имели права прийти проверить. Поэтому сейчас сокращают срок, школы должны проходить заключение через небольшие промежутки времени, чтобы проверить материально-техническую базу. Это не особо на что-то повлияет. Если они собирали всю эту материально-техническую базу раз в пять лет, то будут ее собирать и раз в год, то же самое. Единственное, для добросовестных участников рынка это лишние бюрократические препоны».
Если закон вступит в силу, как планируется, 1 апреля 2024 года, поменять иностранные права на российские нужно будет до 1 апреля 2025 года.