Войти в почту

Всероссийский союз пациентов предложил урегулировать аптечный рынок России

Всероссийский союз пациентов выступил с предложением урегулировать аптечный рынок России после проведения проверки «тайными покупателями». По результатам исследования оказалось, что почти 18% фармацевтов не задают никаких уточняющих вопросов для подбора препарата, 30% не выясняют симптомы клиента, а около 70% не интересуются предпочтениями клиентов.

Всероссийский союз пациентов предложил урегулировать аптечный рынок России
© BFM.RU

Союзу также удалось выяснить, что фармацевты регулярно предлагают покупателю биологически активные добавки вместо необходимого ему препарата. В 15% случаев эти БАДы даже не подходили к указанному состоянию «тайных покупателей». Вот что говорит сопредседатель Всероссийского союза пациентов, председатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, член СПЧ при президенте России Ян Власов:

— Мы работаем по аптекам в среднем раз в три года, делаем исследования. Для нас была новость, что в аптеке БАДы конкурируют с лекарственными препаратами и претендуют на то, чтобы их назначали вместо лекарственных препаратов. Для нас это было открытие, мы тогда обратились в Государственную думу. Сейчас мы вернулись к этой истории, началась она с того, что были обращения граждан, что препарат есть в городе, но его нет в аптеках. Оказывается, он на складах, но при этом недоступен, потому что некоторые аптечные сети не хотят размещать его у себя. Оказывается, во взаимоотношениях между поставщиком и аптечной сетью возникло недопонимание. Аптечная сеть хочет дополнительных средств, чтобы поставщик препаратов [их] заложил, требует подписания маркетинговых договоров, стоимость которых начинается с 50% от стоимости препарата до 500%. Мы предъявили информацию на круглом столе в Государственной думе, попросили разобраться с вопросами регулирования. Я предложил: нам нужно подумать о создании главного аптечного управления, которое взяло бы на себя весь контроль за аптечными сетями, ценами, за тем, что они продают, за оборотом БАДов и прочими важными вещами.

— Как вы можете прокомментировать цифры: 17% фармацевтов не задают уточняющих вопросов, 30% не выясняют симптомы, а 69% не интересуются предпочтениями клиентов?

— На первом месте стоит, безусловно, качество самого первостольника, качество специалиста. Либо ему поставили совершенно конкретную задачу по продаже более маржинальных средств, а может быть, это два в одном: некомпетентность и превращение фармацевтического консультанта фактически в торгового агента.

Business FM попросила директора аптечной сети «Новая аптека» в Калининграде Игоря Кастусика прокомментировать исследование Всероссийского союза пациентов и предположить причины таких результатов. Вот что он ответил:

Игорь Кастусик директор аптечной сети «Новая аптека» в Калининграде «Причин много. Первая — это постоянная нехватка квалифицированного персонала, он часто переходит из аптеки в аптеку, меняет сети. Так как персонала не хватает, то аптекам приходится брать того, кто попался. Многие аптечные сети обучают. Надеюсь, что если бы нас проверил Союз пациентов, ситуация была бы лучше, но я с ними согласен. Что касается замены препаратов на БАДы, то сети сейчас в основном могут выжить за счет того, что получают большую бэк-маржу от производителей. Очень многие аптечные сети настроены на то, чтобы фармацевты торговали только тем товаром, который дает большую бэк-маржу от производителя. Поэтому фармацевтам приходится, от этого зависят их зарплаты. Если бы вы смогли попасть за кассовый аппарат крупнейших аптечных сетей, то [увидели бы]: когда фармацевт включает свою кассу, в правом верхнем углу у него кошелечек — как фармацевт продаст нужные лекарства, которые руководитель заставляет его продавать, так у него появляется там сумма, которую он зарабатывает. Потому что фронт и бэк-маржа по конкретному препарату больше, чем по тому, который спрашивает пациент. Но насколько фармацевт находится в рамках медицинской этики при этом, можно оценить только по каждому конкретному случаю».

Согласно подсчетам Всероссийского союза пациентов, около 30% пациентов вместо посещения врача сразу идут в аптеку и более чем в половине случаев покупатели руководствуются мнением фармацевта.