Войти в почту

В Германии хотят закрыть 20 процентов больниц из-за нехватки персонала

Министр здравоохранения Германии Карл Лаутербах (СДПГ) планирует закрыть в течение следующих десяти лет каждую пятую клинику в стране. Такое решение целиком в духе своеобразной, но типично немецкой логики: чтобы клиники работали эффективнее, необходимо сократить их количество.

В Германии хотят закрыть 20 процентов больниц из-за нехватки персонала
© Российская Газета

Будучи немцем и наблюдая происходящее на моих глазах систематическое разрушение немецкой системы здравоохранения в результате беспрецедентного сокращения расходов на медицину, я не могу не удивляться, когда говорят, что немецкая медицина одна из лучших в мире. В девяностые годы прошлого века в Германии была запущена приватизация в здравоохранении и социальной сфере под девизом "Приоритет частному перед государственным". Многие верили тогда, что частные компании будут лучше, эффективнее и дешевле, чем государственные учреждения. Число сторонников приватизации не уменьшилось и в наше время, несмотря на то что попытка приватизации немецкого здравоохранения с треском провалилась.

В ходе приватизации немецкие клиники вместо постоянных сотрудников стали брать на работу временных, которых находили через кадровые агентства. Это было дешевле и проще и для клиник, и для агентств. Все безжалостно "оптимизировалось". Для персонала последствиями такой оптимизации был страх потерять работу, понижение заработной платы и хронический стресс из-за возросшей нагрузки. Численность персонала была сокращена, был отменен расчет оплаты по фактически оказанной медицинской помощи и введен единый тариф за отдельный случай оказания медицинских услуг, независимо от осложнений и предыдущих заболеваний пациента.

Приватизация системы здравоохранения и прессинг сотрудников медучреждений не сделали медицинские услуги в ФРГ дешевле. Только зарабатывают на них теперь не те, кто эти услуги оказывает, а акционеры. Положение медиков, напротив, ухудшилось. От них теперь требуется принять и обслужить больше пациентов за меньшее время. Профессия медсестры в итоге стала в Германии настолько непривлекательной, что скоро медсестер в стране может совсем не остаться.

Во время пандемии самоотверженный труд медиков был высоко оценен правительством Германии: 25 марта 2020 года все парламентские фракции, представленные в бундестаге, устроили овацию работникам немецкого здравоохранения. Немецкие профсоюзы отметили, что овации - это прекрасно, но на них ничего не купишь. Хорошо бы наряду с признанием заслуг повысить медикам оклады и улучшить условия труда. Тогдашний министр здравоохранения Йенс Шпан (ХДС) добился от правительства решения о выплате медикам ковидных бонусов. Через некоторое время выяснилось, что для выплаты обещанных бонусов забыли выделить средства. В итоге многие медики так и ждут свои бонусы до сих пор.

Несколько лет назад федеральное правительство выдвинуло идею: поскольку своего квалифицированного медперсонала в Германии не хватает, можно попробовать завезти его из-за границы. Однако проблема, как оказалось, в том, что и иностранные медики не хотят работать в плохих условиях за демпинговые зарплаты. В последние несколько лет в немецком здравоохранении наметилась еще одна тревожная тенденция: свои, немецкие медики тоже начали массово увольняться. Одни меняют профессию, выбирая более высокую зарплату и менее плотный график, другие продолжают работать по специальности, но уже за границей. Лучшей страной для трудовой эмиграции немецкие медики считают Швейцарию.

Приватизация системы здравоохранения не сделала медицинские услуги в ФРГ дешевле

Что предпринимает в условиях нарастающего кризиса действующий министр здравоохранения Германии? Министр объявляет о закрытии клиник по всей стране, потому что для их содержания не хватает персонала. "В обозримом будущем у нас не будет достаточно персонала, чтобы поддерживать медицинскую инфраструктуру в том состоянии, в каком она существует на сегодняшний день", - считает министр. Германия - единственная страна в мире, где любят все сокращать: производственные мощности, персонал, инфраструктуру, аргументируя тем, что это необходимо для увеличения эффективности. В действительности повышением производительности там и не пахнет. А лучшей в новой немецкой системе здравоохранения осталась, наверное, одна лишь ее репутация у иностранцев.