В Башкирии растет количество интернет-мошенничеств

Один миллиард 613 млн рублей в прошлом году перечислили интернет-мошенникам жители Башкирии. Но реальный ущерб значительно больше, ведь многие жертвы отдали не только свои кровные, но и кредитные средства, оформив займы. Министр внутренних дел Башкирии Александр Прядко советует: чтобы не попасть в ловушку аферистов, не нужно разговаривать с незнакомцами по телефону.

В Башкирии растет количество интернет-мошенничеств
© Российская Газета

- Мошенники всегда были и будут. Просто они меняют свои схемы. Раньше по городу ходили гадалки, которые обкрадывали людей, обещая снять порчу. Теперь вместо них - кол-центры, работники которых звонят гражданам, представляясь сотрудниками МВД и ФСБ, банка, биржи или Госуслуг и часто используя подменные номера. Они могут предлагать перевести деньги на "безопасный" счет, инвестировать в алмазы или даже пугать возбуждением уголовного дела. При любом таком звонке - самое главное сразу положить трубку. Поверьте, сотрудники правоохранительных органов никогда не спросят по телефону про ваши счета и не будут запугивать. Так же как и представители банков, - подчеркнул Александр Прядко.

Никто не застрахован

Многие граждане считают, что они достаточно умные, чтобы раскусить мошенников и не попасться на их уловки. Только вот преступники используют разные схемы воздействия на собеседника и постоянно их меняют. Жертвами злоумышленников становятся и врачи, и директора школ, и сотрудники министерств и ведомств республики.

Так, в мае этого года в сети мошенников попался профессор одного из высших учебных заведений Уфы, который поверил, что Центробанк "проводит операцию по изобличению мошенников" и нужна его помощь. В доказательство аферисты даже отправили по мессенджеру фотографии "удостоверений", бланков и документов. У жертвы подозрений не возникло, и она перевела на счета мошенников 2,5 млн рублей. Хотя буквально за неделю до этого в университете прошла профбеседа о телефонном мошенничестве.

- Потерпевшие от дистанционных хищений в большинстве случаев знали о распространенных способах мошенничества, видели и слышали о них от своих знакомых и из средств массовой информации. Но звонок якобы от сотрудника ФСБ вводил их в замешательство, вызывая панику. Находясь под психологическим воздействием, они перечисляли злоумышленникам не только свои сбережения, но и деньги, оформленные в кредит, порой миллионы рублей, - рассказал врио заместителя министра - начальника главного следственного управления МВД по РБ Руслан Файзуллин.

Вгоняют в долги

Социальный портрет потерпевшего от мошенничества - женщина в возрасте от 50 до 70 лет. Но и мужчин, и женщин помоложе, тоже обманывают нередко.

46-летняяя жительница Башкирии до сих пор не может понять, как незнакомцы сумели заставить ее перечислить им 2,5 миллиона рублей. Лжесотрудники правоохранительных органов и банков "обрабатывали" свою новую жертву в течение двух суток. Названивали с разных номеров и убеждали, что неизвестные оформляют на нее кредит, и остановить их может только "встречный заем" и перевод денег на "безопасный" счет. Мошенники все время были на связи, помогли с оформлением кредитов и убедили перевести деньги на указанный счет онлайн и через банкомат.

Интересно, что женщина даже не задумалась, зачем класть деньги на якобы "безопасный" банковский счет, когда можно было их оставить в виде наличных дома. В итоге она теперь должна банку крупную сумму.

Как отметил министр внутренних дел РБ Александр Прядко, многие жертвы мошенничества ошибочно полагают, что возбуждение уголовного дела спасет их от выплаты кредита. Но это не так. Деньги придется возвращать, ведь банк не отвечает за то, как заемщик распорядился полученными средствами.

Только в случаях, когда человек продал под давлением аферистов квартиру, следователи могут приостановить регистрацию права собственности, однако это временная мера. Так, к примеру, без жилья остался из-за своей доверчивости 84-летний житель Башкирии.

Только вместе

Для противодействия кибермошенникам в Министерстве внутренних дел Башкирии создали специальное подразделение - отдел по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий. Но раскрываемость преступлений в этой сфере остается на низком уровне - около 14 процентов. Сложность в том, что зачастую преступники находятся за пределами нашей страны.

Решить проблему можно лишь за счет неравнодушного отношения окружающих и профилактики, считают полицейские. Иногда отговорить граждан от передачи денег мошенникам успевают риелторы или сотрудники банков, заподозрившие неладное. Но удается это не всегда. Так, житель Дюртюлинского района, получив отказ в выдаче кредита в 600 тысяч рублей в своем районе, на машине отправился в соседний муниципалитет, где добился своего, а затем перевел все деньги аферистам.

А вот младший сержант полиции Ильнара Кулгунина за один день уберегла от телефонных мошенников сразу двух уфимок. Хотя это и оказалось не так просто. В первом случае сотрудница полиции убедила 63-летнюю женщину, стоявшую с пачкой денег у банкомата, прервать телефонный разговор и рассказать, что случилось. Выяснилось, что женщина чуть не перевела на счета обманщиков 165 тысяч рублей. Вечером того же дня младшему сержанту пришлось проявить настойчивость, чтобы отговорить от необдуманного поступка 47-летнюю уфимку. Женщина к тому времени уже оформила на себя кредит в 800 тысяч рублей, но благодаря вмешательству Ильнары Кулгуниной, мошенники их не получили.

Почему поддаемся?

По мнению кандидата психологических наук, доцента, завкафедрой общей психологии Уфимского университета науки и технологий Владимира Линевича, большинство мошенников не владеют специальными знаниями в области психологии, а лишь ведут беседу согласно схеме, которую для них подготавливают специалисты. Так почему же люди так легко доверяются мошенникам, что готовы брать кредиты и продавать свое имущество?

Преступники часто используют подложные номера МВД и следственного комитета, представляются сотрудниками то ФСБ, то московского управления полиции, а для "подтверждения" личности присылают в мессенджерах фотографии поддельных служебных удостоверений. В ходе разговора эти люди находят уязвимые точки жертвы и начинают на них давить. Чаще всего используют страх за собственные сбережения, родных, репутацию. Действуют нагло и грубо, порой переходя к угрозам. К примеру, говорят, что если вы срочно не переведете все деньги на "безопасные" счета, на вас заведут уголовное дело "за финансирование террористов" или что вас признают иноагентом.

Спорить с мошенниками не стоит, советуют психологи и полицейские, потому что они могут и отомстить. Например, завалить спамом, направить вашим близким "компромат" или указать ваш номер телефона в угрозах о минировании. Такие случаи в республике тоже были зарегистрированы. Конечно, полиция во всем разберется , только на это уйдет время. Так что лучше всего при любых подозрительных звонках с незнакомых номеров просто их игнорировать.

Между тем

Депутаты госсобрания Башкирии предложили свой способ борьбы с мошенниками. Они направили на предварительное рассмотрение в Совет законодателей России законопроект об установлении двухэтапного порядка заключения гражданами договора потребительского кредита с банками и микрофинансовыми организациями.

- На первом этапе через единый портал госуслуг или МФЦ человек дает в бюро кредитных историй разрешение на заключение кредитного договора. На втором этапе кредитная организация запрашивает в бюро информацию о наличии такого разрешения, сверяет персональные данные и только потом принимает решение о выдаче кредита. При этом выдавать заем предлагается на второй календарный день, следующий за днем установления разрешения в бюро кредитных историй. Этот "период охлаждения" позволит заемщику принять взвешенное решение, - отметил председатель госсобрания РБ Константин Толкачев.

Кстати, обязательное условие для полноценной реализации механизма - использование СНИЛС, поскольку это единственный идентификатор гражданина, отвечающий критериям уникальности и неизменности.