Истории пострадавших: как спасти свои деньги от мошенников и вернуть утраченное
Жительница Коми отсудила у банка компенсацию за мошеннический кредит. Договор признан недействительным, а банк обязан вернуть полученные по нему 54 тысячи рублей и выплатить компенсацию морального вреда - 20 тысяч. Мы собрали самые распространенные схемы обмана и в других регионах. Нашли людей, которым удалось вернуть свои деньги. Они поделились опытом.
Сначала восстановить свои права женщина попыталась через Ухтинский городской суд, который, увы, принял сторону банка. Хотя, казалось, все очевидно. Обнаружив, что с ее карты перевели деньги на чужой счет, женщина сразу обратилась в полицию. Тогда она подала иск в городской суд. Но представители Фемиды сослались на то, что действия в мобильном приложении, подтвержденные вводом одноразовых паролей и кодов, банк законно расценил как распоряжение истца. Но Верховный суд Коми удовлетворил апелляцию.
Почему? Оказалось, что сообщение о переводе суммы было сформировано латинским шрифтом, а это нарушает Закон "О защите прав потребителей". Он однозначно требует, чтобы информация предоставлялась потребителям на русском языке. Так что обращайте на это внимание. И не торопитесь отправлять деньги. А если уж дали маху, то идите в суд и боритесь до конца.
Достаточно 20-минутной записи с голосом человека, чтобы сгенерировать обращение от его лица: "Мама, я попал в беду, пришли денег"
Маркетолог из Воронежа Ирина Иванова тоже стала жертвой мошенников. Они оформили на ее имя заем в микрофинансовой организации (МФО). Украли доступ к подтвержденному аккаунту на "Госуслугах" и через него авторизовались на сайте организации. Ирина ни о чем не подозревала, пока с ее банковских счетов автоматически не списали почти 15 тысяч рублей за невозвращенный долг.
Как же Ирина вернула деньги? "Через сайт МВД я написала заявление в полицию, - делится опытом Ирина. - Сходила к дознавателю, где узнала, что моя история вполне типична. После запроса из полиции микрофинансовая организация вышла на меня с извинениями, заблокировала фейковый профиль на своем сайте и вернула деньги".
Еще одна история. Надежде из Краснотурьинска пришло сообщение о списании денег с карты. Она обратилась в банк с просьбой о блокировке. Сотрудники несколько раз переключали ее с одного номера на другой. За это время со счета женщины продолжали исчезать деньги. Всего списали более 260 тысяч. С помощью финансового уполномоченного Надежде удалось вернуть 106 500 рублей - доказано, что столько украли уже после ее обращения в банк.
Еще один уралец, Виталий, положил на счет в банке деньги для погашения кредита, а утром обнаружил, что кредит не погашен, а со счета пропали почти пять миллионов. Адвокатам Виталия удалось доказать, что система безопасности банка дала сбой. Совет: не реже раза в сутки проверяйте PUSH- и СМС-уведомления, входите в банковское онлайн-приложение, чтобы отслеживать движение средств на своих счетах. Тогда вовремя заметите проблему.
10 миллионов рублей в среднем за сутки похищают мошенники у жителей Волгоградской области. За пять месяцев зарегистрировано на 35% больше случаев, чем за тот же период в 2022-м
Каждый день в среднем у жителей Волгоградской области мошенники похищают около 10 миллионов рублей. За пять месяцев этого года зарегистрировано на 35% больше таких преступлений, чем за аналогичный период прошлого года. Среди них преобладает телефонное мошенничество - годовой рост на 38%.
Председатель комитета информационных технологий Волгоградской области Алексей Кидалов признался, что он тоже часто отвечает на звонки с незнакомых номеров. Звонят, представляются сотрудниками силовых служб и говорят, что с его счета идет финансирование ВСУ. "Ситуация дальше будет только усугубляться, так как растут возможности нейросетей, - говорит собеседник "РГ". - Уже есть новый способ мошенничества. Достаточно 20-минутной записи с голосом человека, чтобы сгенерировать обращение от его лица: "Мама, я попал в беду, пришли денег".
Депутат советует договориться с близкими о кодовых словах, о которых не может узнать преступник: "Нужно назвать какую-нибудь семейную дату. Потом перезвонить и уточнить, реально ли вам звонил родственник".