Истории пострадавших: как спасти свои деньги от мошенников и вернуть утраченное

Жительница Коми отсудила у банка компенсацию за мошеннический кредит. Договор признан недействительным, а банк обязан вернуть полученные по нему 54 тысячи рублей и выплатить компенсацию морального вреда - 20 тысяч. Мы собрали самые распространенные схемы обмана и в других регионах. Нашли людей, которым удалось вернуть свои деньги. Они поделились опытом.

Истории пострадавших: как спасти свои деньги от мошенников и вернуть утраченное
© Российская Газета

Сначала восстановить свои права женщина попыталась через Ухтинский городской суд, который, увы, принял сторону банка. Хотя, казалось, все очевидно. Обнаружив, что с ее карты перевели деньги на чужой счет, женщина сразу обратилась в полицию. Тогда она подала иск в городской суд. Но представители Фемиды сослались на то, что действия в мобильном приложении, подтвержденные вводом одноразовых паролей и кодов, банк законно расценил как распоряжение истца. Но Верховный суд Коми удовлетворил апелляцию.

Почему? Оказалось, что сообщение о переводе суммы было сформировано латинским шрифтом, а это нарушает Закон "О защите прав потребителей". Он однозначно требует, чтобы информация предоставлялась потребителям на русском языке. Так что обращайте на это внимание. И не торопитесь отправлять деньги. А если уж дали маху, то идите в суд и боритесь до конца.

Достаточно 20-минутной записи с голосом человека, чтобы сгенерировать обращение от его лица: "Мама, я попал в беду, пришли денег"

Маркетолог из Воронежа Ирина Иванова тоже стала жертвой мошенников. Они оформили на ее имя заем в микрофинансовой организации (МФО). Украли доступ к подтвержденному аккаунту на "Госуслугах" и через него авторизовались на сайте организации. Ирина ни о чем не подозревала, пока с ее банковских счетов автоматически не списали почти 15 тысяч рублей за невозвращенный долг.

Как же Ирина вернула деньги? "Через сайт МВД я написала заявление в полицию, - делится опытом Ирина. - Сходила к дознавателю, где узнала, что моя история вполне типична. После запроса из полиции микрофинансовая организация вышла на меня с извинениями, заблокировала фейковый профиль на своем сайте и вернула деньги".

Еще одна история. Надежде из Краснотурьинска пришло сообщение о списании денег с карты. Она обратилась в банк с просьбой о блокировке. Сотрудники несколько раз переключали ее с одного номера на другой. За это время со счета женщины продолжали исчезать деньги. Всего списали более 260 тысяч. С помощью финансового уполномоченного Надежде удалось вернуть 106 500 рублей - доказано, что столько украли уже после ее обращения в банк.

Еще один уралец, Виталий, положил на счет в банке деньги для погашения кредита, а утром обнаружил, что кредит не погашен, а со счета пропали почти пять миллионов. Адвокатам Виталия удалось доказать, что система безопасности банка дала сбой. Совет: не реже раза в сутки проверяйте PUSH- и СМС-уведомления, входите в банковское онлайн-приложение, чтобы отслеживать движение средств на своих счетах. Тогда вовремя заметите проблему.

10 миллионов рублей в среднем за сутки похищают мошенники у жителей Волгоградской области. За пять месяцев зарегистрировано на 35% больше случаев, чем за тот же период в 2022-м

Каждый день в среднем у жителей Волгоградской области мошенники похищают около 10 миллионов рублей. За пять месяцев этого года зарегистрировано на 35% больше таких преступлений, чем за аналогичный период прошлого года. Среди них преобладает телефонное мошенничество - годовой рост на 38%.

Председатель комитета информационных технологий Волгоградской области Алексей Кидалов признался, что он тоже часто отвечает на звонки с незнакомых номеров. Звонят, представляются сотрудниками силовых служб и говорят, что с его счета идет финансирование ВСУ. "Ситуация дальше будет только усугубляться, так как растут возможности нейросетей, - говорит собеседник "РГ". - Уже есть новый способ мошенничества. Достаточно 20-минутной записи с голосом человека, чтобы сгенерировать обращение от его лица: "Мама, я попал в беду, пришли денег".

Депутат советует договориться с близкими о кодовых словах, о которых не может узнать преступник: "Нужно назвать какую-нибудь семейную дату. Потом перезвонить и уточнить, реально ли вам звонил родственник".