Работники финансового сектора заняли первое место среди трудящихся по ГПХ

Число работников, которые заняты по договорам гражданско-правового характера (ГПХ) составило 1,1 млн человек — 3,2% от всех замещенных рабочих мест, следует из данных Росстата, опубликованных в докладе «Социально-экономическое положение России». К апрелю 2023 года их число выросло на 1,2 п.п.

Работники финансового сектора заняли первое место среди трудящихся по ГПХ
© Frank Media

Первое место по числу среди занятых по ГПХ заняли сотрудники финансов и страхования с результатом в 225,8 тысяч рабочих мест. Май к маю прирост составил 0,2 п.п. На втором месте — работающие в сфере розничной торговли (176,8 тысяч), на третьем — в сфере информации и связи (147 тысяч).

Как рассказала «Коммерсанту» руководитель практики трудового права BGP Litigation Анна Иванова, одной из причин роста числа договоров гражданско-правового характера может быть повышенное внимание государства к ведению работодателями воинского учета. «По законодательству РФ компании обязаны вести воинский учет только тех работников, с которыми у них заключен трудовой договор. До сентября 2022 года 95% российских работодателей не делали этого вообще и во время частичной мобилизации столкнулись с проверками и штрафами», — пояснила она. В результате, по словам Ивановой, переводя сотрудников на ГПД, работодатели хотят снять с компании ответственность за уведомление такого работника в случае прихода ему повестки, а также не получать штрафы на должностных лиц компании за нарушение законодательства об учете. Она отметила, что контроль за соблюдением это законодательства «очевидно будет только усиливаться».

Увеличение числа договоров ГПХ может объясняться и усложнением процедуры увольнения работников, считает управляющий партнер BLS Елена Кожемякина: «Как показывает судебная практика, компаниям становится все сложнее защитить себя от претензий уволенного работника, даже если увольнение было оформлено, например, по соглашению сторон». По ее словам, работники по любому сомнительному поводу идут в суд, а тот при любой ошибке работодателя принимает решение в пользу сотрудников.