Как в России будут проверять таксистов из стран ЕАЭС?
С 1 сентября в России вступают в силу основные положения закона о такси. Как он отразится на водителях из стран ЕАЭС, в эфире телеканала «МИР 24» рассказал заместитель директора департамента трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК Олег Артамонов.
Какие ключевые изменения содержатся в новом законе о такси?
– Ключевых изменений четыре. Первое – в законе появилась новая категория водителей такси, самозанятые. Это специальный налоговый режим, который сейчас проходит в России в эксперименте. Второе – введено новое требование о прохождении аттестации водителя на знание города, в котором он осуществляет свою деятельность. Третье – предоставляется разрешение на эту деятельность на бесплатной основе, что немаловажно. Еще одно изменение обусловлено цифровизацией и касается введения трех реестров: перевозчиков, такси и служб заказа такси. Все участники этого процесса становятся достаточно прозрачными.
Какие еще требования к водителю изменятся?
– Большинство требований останутся теми же самыми. Это медицинское освидетельствование, требования по допуску водителя к управлению. Он обязательно должен пройти аттестацию на знание города. У водителя не должно быть повторного лишения прав и он не должен быть арестован за административные нарушения в области дорожного движения, не должен иметь неснятую судимость за нарушения и за день до перевозки не должен иметь более трех неуплаченных штрафов за нарушения ПДД.
Это все новые условия?
– Это одни из условий, есть и другие. Если водитель хочет работать в такси, то он должен заключить трудовой договор с работодателем, который такие услуги предоставляет, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя или оформиться в качестве самозанятого. Требования о стаже и о медицинских противопоказаниях остаются прежними.
То есть при соблюдении всех этих норм его допускают? Если что-то не соблюдено, он работать не сможет?
– Да.
У водителей, в частности, пассажирского транспорта, есть понятие предрейсовый осмотр. Как-то изменится положение о нем?
– Предрейсовый осмотр не изменится, он должен быть пройден в тех медицинских организациях, которые обладают соответствующими лицензиями. Индивидуальные предприниматели и самозанятые проходят медицинское освидетельствование одинаково.
Как будет контролироваться соблюдение норм труда и отдыха у водителей такси?
– Для тех водителей такси, которые наняты по трудовому договору у работодателей, контроль осуществляет сам работодатель. Он следит за всеми нормами трудового права и рабочего времени этого водителя. Что касается самозанятых, то с 1 сентября 2023 года они будут обязаны вести журнал учета рабочего времени, в котором отражать все необходимые параметры своей работы.
Вы говорили про одно из условий допуска к работе таксистом – отсутствие непогашенной судимости. Как гражданин, приехавший из другой страны ЕАЭС, будет доказывать ее отсутствие?
– Если таксист заключает трудовой договор, при оформлении на работу он должен предоставить работодателю две справки об отсутствии судимости. Первая в стране гражданского происхождения, и вторая в стране осуществления трудовой деятельности. Что касается самозанятых, то эти две справки они должны представить тогда, когда будут получать разрешение на деятельность в такси. Есть специальные информационные ресурсы в каждой стране, где эти справки можно получить.
Когда вступает в силу требование об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков?
– У этого требования установлен отлагательный период продолжительностью в один год. Это требование вступит в силу 1 сентября 2024 года.
Почему с задержкой на год?
– Законодатель решил сначала дать некое послабление, чтобы адаптироваться к деятельности, которую будут осуществлять водители такси. Потом требования будут ужесточены.