Мошенники навязывают нижегородцам ненужное электрооборудование под предлогом защиты

Еще два года назад в Санкт-Петербурге, как писали СМИ, задержали мошенников, которые запугивали пенсионеров пожарами и взрывами, чтобы навязать им установку дорогого газового и электрического оборудования. История повторяется в Нижнем Новгороде. С места в карьер «По телефону позвонили, я взяла трубку, – рассказала 80-летняя пенсионерка, инвалид второй группы Нина Ивановна. – Уверенным голосом женщина сообщила: «По вашему дому имеются заявки на проверку электрооборудования, наш сотрудник ходит сейчас по всем квартирам, будьте дома!» На улице стояла 30-градусная жара, выходить из дома в такое пекло пенсионерка даже не собиралась, тем более что и чувствовала себя неважно. В дверь позвонил молодой человек, сообщил: «Проверка электрооборудования». Предупрежденная пожилая женщина пустила. «Электрик» приложил прибор для измерения напряжения к розетке и констатировал: «Высокое напряжение – 240 вольт. Может быть пожар!». Пенсионерка перепугалась. Но молодой человек уверенно сказал: «Сейчас составим договор, установим стабилизатор, и будете жить спокойно!». Быстро вытащил «бумагу», карандашом заполнил и отчеканил: «С вас 100 тысяч рублей». «Это очень дорого», – пыталась защищаться инвалид второй группы. «Недавно во время урагана в доме на Мещерском озере сгорели все электроприборы, – начал пугать пришедший. – А если будет еще пожар, то вы не только сами сгорите, но и соседей погубите. Ущерб будет больше». 80-летняя женщина сдалась и достала из заначки свои «гробовые». Поскольку день был субботний, спросила: «А как вы деньги в фирму передадите?» «В понедельник отдам», – ответил молодой человек и начал кому-то звонить. Через некоторое время пришли еще двое сотрудников компании. Они быстро заменили имеющиеся в квартире «пробки» на электроавтоматы, а также установили автоматический стабилизатор напряжения на 8 кВт. Отклонения допустимы И все бы хорошо. Обмана пожилая женщина даже не заметила. Но дочь 80-летней пенсионерки приехала к маме, а увидев огромный, висящий над и так невысоким потолком «ящик», спросила: «Что это ты установила?». На этот в общем-то простой вопрос пожилая женщина ответить не смогла. Только сказала: «Приходили проверять розетки и поставили». Ответ на вопрос, сколько это стоит, еще более укрепил пришедшую в мысли, что ее маму обманули. Она решила рассказать об этом редакции, чтобы предупредить всех пенсионеров. «В настоящее время документ, который определяет уровень напряжения в сети – ГОСТ 32144 – 2013, устанавливает, что на границе балансовой принадлежности должно быть напряжение + — 10 процентов от номинального значения, – объясняет заведующий кафедрой «Электроэнергетика, электроснабжение и силовая электроника» НГТУ им. Р.Е. Алексеева, доцент, кандидат технических наук . – Номинальное напряжение в сети 220 вольт. Соответственно, оно может отклоняться от него на 10 процентов как в нижнюю сторону, до 198 вольт (это минимальное напряжение в сети), так и в верхнюю сторону, до 242 вольт. То есть вилка 198 и 242 вольта – это допустимое напряжение в сети в точке подключения потребителя». Границы балансовой принадлежности проходят в месте ввода в многоквартирный дом, по кромке здания. И если внутридомовые сети находятся в удовлетворительном состоянии, то в пределах – 198 и 242 вольта – напряжение в квартире должно находиться. С таким разбросом напряжения все электроприборы, которые подключены к домашней сети, работают, по словам эксперта, в нормальном режиме. Лишнее «удовольствие» Что касается стабилизаторов, то их, как правило, устанавливают в частных домах на территории сельских поселений. «Электрические сети на территории сёл и деревень имеют большую протяженность. И со временем, по мере того, как количество электрооборудования в домах увеличивается, нагрузка на сельские сети потребителей возрастает. Соответственно, напряжение в частных домах снижалось иногда до 170, 140, 130 вольт, поэтому ставили стабилизаторы, чтобы обеспечить нормальное функционирование электроприборов внутри дома», – рассказал Александр Севостьянов. От пожара стабилизатор, по его словам, никак не спасет, поскольку пожар возникает по причине некачественных контактных соединений, а не снижения или повышения напряжения. «Когда контактные соединения некачественные, то в них возникает дополнительное сопротивление, контакт начинает греться, – объяснил эксперт. – Он может разогреться до температур воспламенения изоляции, либо электроприемника. Установка стабилизатора не позволит избежать данной проблемы». Более того, оказалось, что нагрузка сети в квартирах ограничена пятью киловаттами. Поэтому стабилизатор напряжения в восемь киловатт – это совершенно лишнее удовольствие, даже когда человек сам хочет поставить данный электроприбор». Как рассказали в Управлении по Нижегородской области, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Если вам не представили полную и достоверную информацию, то в двух экземплярах нужно составить заявление с требованием о расторжении договора и возврате средств, либо – заявление об уменьшении цены. По закону «О защите прав потребителей» требование подлежит удовлетворению в течение 10 календарных дней. Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Эльмира Горюнова отметила, что в данном случае стоит уточнить, подлежит ли данный вид деятельности, то есть установка электроприборов, регулированию. Как сообщили в Волжско-Окском управлении (Ростехнадзор), если монтаж стабилизатора выполняется с заменой электроавтоматов квартиры, то электрик должен иметь третью группу по электробез­опасности. А работники ИП проверку знаний в Волжско-Окском управлении Ростехнадзора не проходили. Комментарий Олеся Шулева, адвокат: «Если продавец вас обманул, то необходимо написать в его адрес, указанный в договоре, претензию с требованием о возврате денежных средств. Отправить почтой по адресу, сохранив чек и трек-номер для отслеживания отправления. Одновременно можно отправить жалобу в Роспотребнадзор с просьбой провести проверку в отношении недобросовестного предпринимателя. Если речь идет об обмане покупателя, который является пенсионером или его доход ниже или равен прожиточному минимуму, то такой покупатель имеет право написать заявление в прокуратуру или Роспотребнадзор с просьбой обратиться от его имени с исковым заявлением в суд (ст. 46 ГПК РФ). Права потребителя не ограничиваются только взысканием потраченных денежных средств, также взыскиваются штраф, неустойка, компенсация морального вреда, а также судебные расходы. В случаях обмана и введения в заблуждение покупателя, особенно если это происходит на территории многоквартирного дома и имеются все основания полагать, что речь идет об умысле на массовый обман населения, рекомендую сразу составить заявление в полицию (ст. 159 УК РФ) для пресечения действий таких недобросовестных предпринимателей».