Психолог детально объяснила отличие МАК-карт от ТАРО

Метафорические ассоциативные карты. Давайте разберемся, что это такое, как их можно применять без участия психолога, каким образом ассоциация оказывает терапевтический («лечебный») эффект, и в конце статьи проверим на себе работу карт.

Что такое МАК?

Дорогие читатели, постараемся объяснить вам суть скрупулезно продуманной методики простым языком. Сделаем это на примере проективных карт AVATAR. «Проективный» — значит основанный на проекциях, образах и ассоциациях, которые возникают в ответ на карту. В последующем человек ее интерпретирует, то есть рассказывает, какие она вызвала чувства, эмоции, воспоминания.

Чем помогают МАК-карты?

Карты — это картинки, которые разработаны профессиональными психологами, литераторами или художниками. Одни авторы создают образы из своего опыта, другие запечатлевают на картах эмоции и чувства по памяти, третьи иллюстрируют сюжеты реальных историй. А вот техники, по которым работают с МАКами, создаются профессиональным сообществом.

Разрабатывается план, по которому психолог предлагает пул вопросов и делает с клиентом «расклад». Карты можно выбирать из колоды: закрытыми (рубашкой вверх) или открытыми (рубашкой вниз). Основная функция картинок — помочь разговориться и разобраться со своими чувствами. Вначале вам может показаться, будто рассказ идет совсем не о вас и вашем состоянии, но в реальности человек говорит именно о себе или своем случае.

«Каждый клиент в метафорической карте увидит что-то свое. Когда она попадает в руки и человек видит картинку, то начинает работать бессознательное. Надо понимать, что ассоциации не возникают в нашей голове просто так.

В мозговой деятельности нет случайностей. Наше восприятие, выводы и сами ассоциации основаны на каком-то опыте, случае из жизни. Когда клиент начинает описывать карту, он как будто говорит не о себе, и только в процессе работы (расклада) начинает понимать, что рассказывает о своей ситуации», — объясняет Анна Шерстобитова, ведущий психолог тюменского Регионального центра «Семья».

Психологи используют различные карты. Есть колоды, которые применяются для конкретных случаев, например, ресурсные. Как правило, это очень яркие, детализированные картинки. Сами названия техник могут говорить о многом: «Встреча с солнечным ребенком», «Мои сильные стороны», «Письма себе» и так далее. В работе с картами большое значение имеют именно детали, на которые человек обращает внимание или, напротив, пропускает, старается не замечать: фон, цвет, даже географические ориентиры очень важны в момент рефлексии с МАК-картами.

Как это работает?

Рассмотрим такой пример. Предположим, вы родитель подростка. У вас есть предположение, что ребенок что-то от вас скрывает. Вы стараетесь завести разговор, но подросток не идет на контакт. Нужно признать, что иногда с детьми случаются истории, о которых они боятся рассказать маме или папе: попадают в дурные компании, пробуют раннем возрасте сексуальный контакт, становятся жертвами насилия, травмируются социумом, получают трагический опыт — теряют близкого человека.

Это темы, которые подросткам обычно не хочется обсуждать с родителями, потому что они могут чувствовать себя виноватыми, опасаются быть непонятыми, боятся осуждения и так далее.

МАКи помогут поговорить с ребенком, не озвучивая сам вопрос или проблему. Это можно обсудить и от третьего лица.

Для этого вначале подготовьте ребенка. Отдайте ему всю колоду в руки, расскажите, что сейчас вы с ним поиграете в одну игру, которая поможет ему узнать ответ на свой вопрос. Его нужно будет задать молча — про себя. Если ребенок захочет, то поделится вопросом с вами в конце, но только по желанию. Если он не захочет раскрывать вопрос, то он может оставаться в секрете столько, сколько потребуется подростку.  Далее предложите задать насущный вопрос про себя — не озвучивая его вам.  Затем дайте выбрать карту. Оговоритесь, что, если она не нравится, ее можно поменять, но только один раз.  Озвучьте правило: «Помни, это не ты выбираешь карту, а она выбирает тебя, поэтому не спеши от нее отказываться».  После того как выбор сделан, начните задавать вопросы. Слушайте ответы внимательно, не навязывайте своих ассоциаций от увиденного. Произносите фразы: «Как интересно ты это сказал», «Да, это удивительно», «Хорошо, давай дальше». Не делайте выводы за ребенка, он их найдет сам.

В конце обсудите с ребенком его эмоции, поддержите его, если они были сильными: обнимите, скажите, что любите его, что вы всегда рядом — никаких нравоучений. Карту можно сфотографировать или даже отправиться с ней к психологу, чтобы разобраться в ассоциациях более глубоко.

Как психологи применяют МАК-карты?

Карты помогают клиентам обрести стойкие жизненные опоры. Это дает возможность в любой момент погружаться в ресурсное состояние, формировать позитивный настрой. Есть карты, которые применяются при работе с горем и утратой. Такие колоды могут быть не только с картинками, но и с приложением в виде незаконченных фраз. Техники таких карт способствуют принятию необратимости случившегося.

Однако меня не взяли, а приняли другого кандидата. Сказать, что я расстроилась, — это ничего не сказать. Сильно плакала, но потом вспомнила про карту, открыла фото в телефоне, и в моменте мне пришла фраза: «Хочу работать со здоровыми людьми». Я снова вернулась к своим истинным желаниям и отправила резюме в наш центр.

Карты продолжают работать и по завершении терапии. Рефлексия продолжится и за пределами кабинета, мышление может выдавать инсайты и после. Поэтому я всегда предлагаю клиентам сфотографировать карту, чтобы иметь возможность вернуться к ней с размышлениями позже. А еще она может напомнить вам что-то важное о себе», — поделилась своей историей Анна.

Как отмечает психолог, использование карт при работе с детьми – это отдельный, очень интересный опыт. Обычно у детей ассоциации конкретные и четкие. Увидев карту, ребенок может сказать: «О, это моя мама, которая ругается». Карты помогают открыться бессознательному и получить эмоциональной отклик.

Почему с психологом полезнее?

На консультации клиенту иногда очень сложно начать говорить, тем более рассказать о себе или своей проблеме. МАКи позволяют говорить о себе в третьем лице. Взрослые часто стараются спрятать свои эмоции, не показывать, что на самом деле происходит, и тут на помощь приходят картинки.

Неосознанно человек начинает делиться внутренними переживаниями о моменте, который сейчас является самым острым и актуальным для него. Метафорические карты — это более мягкий способ для психологической работы, чем, например, эмоционально-образная терапия.

«Карты можно использовать и без специалиста. Я всегда радуюсь, когда человек старается разобраться в себе — это ведь уже хорошо, что он обратил внимание на себя. Но терапевтичнее расклад будет с психологом. Специалист заостряет внимание клиента на определенных фразах, наблюдает за откликом тела в момент рассказа. Психолог не только знает, с чего начать, но и как закончить, сделать так, чтобы человек нашел свой ресурс, внутреннюю опору — «разбудил» позитивные чувства по окончанию расклада», — отмечает психолог центра «Семья».

Специалист помогает клиенту понять свое эмоциональное состояние, исследовать причины и мотивы переживаний. При этом консультанту очень важен вопрос НЕ «почему», а «зачем»: «Зачем вам такая реакция, чувства, воспоминания?» Психолог ведет линию рассказа в сторону поиска ресурсов, чтобы клиент по окончанию сеанса пришел к пониманию того, что происходящее имеет свой смысл.

Карты помогают заниматься самоисследованием, поиском решений жизненных задач. Очень эффективны при работе с подростками при разборе таких тем, как:

– эмоции и состояния,

– конфликты, стресс, страхи,

– взаимоотношения и коммуникация с родителями, сверстниками,

– самооценка и уверенность в себе,

– выбор профессии и поиск предназначения, раскрытие способностей, потенциала и поиск ресурсов,

– ситуация выбора и др.

Психологи рекомендуют использовать карты и в качестве игр. Подробное описание вы можете найти в руководствах, которые прилагаются к картам.

А теперь давайте попробуем найти свой ресурс. Посмотрите на карты ниже и выберите свою. Пролистайте галерею и рассмотрите свою карту поближе.

Далее ответьте на несколько вопросов:

Что на карте привлекло мое внимание? Что я чувствую, глядя на карту? Как чувствует себя персонаж на картинке? Что он планирует делать дальше, и как я к этому отношусь? Вижу ли я на картинке себя? В какой роли я здесь выступаю? Есть на картинке что-то, что осталось не замеченным мной? Что я не хочу в этом видеть? Почему? Как эта картинка может отвечать на вопрос: «Мои ресурсы — это?..»

Полученный результат мы приглашаем обсудить с психологами нашего центра. Записаться на консультацию можно по телефонам:

8 (3452) 20-21-33, 20-14-47 и 20-40-70

Либо поделитесь своими чувствами в комментариях.