Лечение под ключ: зачем в России лекарственное страхование

Идея, правда, не нова, эту систему собирались запустить еще в 2010-м. Обсуждения шли и в последующие годы, но дальше разговоров и выработки стратегии дело не двинулось. И вот очередная попытка.

Лечение под ключ: зачем в России лекарственное страхование
© Вечерняя Москва

Суть новаций в том, что больной, посетив врача, получит не только рекомендации, но еще и лекарства. Такой подход можно называть лечением под ключ. Препараты будут предоставлены либо бесплатно, либо со значительной скидкой, делающей расходы на лечение необременительными для любого кошелька. А то ведь, как выяснил ВЦИОМ, каждый пятый россиянин не покупает назначенные врачом таблетки из-за нехватки денег.

Лекарственное страхование выгодно не только больным, но и другим участникам фармацевтического рынка. У аптек значительно увеличится число клиентов. Гарантированные госзаказы поспособствуют развитию фармацевтической промышленности. Повышение эффективности лечения снизит вероятность серьезных осложнений, требующих госпитализации, например инфарктов и инсультов. Как следствие, уменьшится потребность в хирургических операциях, в применении высокотехнологичной медицинской помощи. В масштабах страны — огромная экономия.

Ну и самое, наверное, главное. Лекарственное страхование обеспечивает настоящую социальную справедливость. Ведь люди, вне зависимости от их общественного положения и доходов, получат равные возможности лечиться. В Западной Европе эта система охватывает все население. Как правило, полностью бесплатны лекарства для детей, пенсионеров, людей с низкими доходами, безработных и тех, кто страдает различными хроническими заболеваниями. Работающие же граждане пользуются скидками, которые покрывают до 90 процентов стоимости препарата. Больной либо сразу покупает лекарство по льготной цене, либо страховая компания возвращает ему разницу. У каждой страны — своя специфика.

В Германии введена предельная цена на лекарства, в Финляндии льготы начинают действовать после того, как больной с начала года потратил в аптеках определенную сумму. В Бельгии самые большие скидки предоставляются на препараты определенных групп — антибиотики, лекарства от бронхиальной астмы и гипертонической болезни.

Авторы вносимой в Госдуму инициативы намерены в первую очередь обеспечить бесплатными лекарствами социально уязвимые категории населения. Но откуда возьмутся средства, особенно в нынешней экономической ситуации? За границей лекарственное страхование обеспечивается либо за счет ежемесячных взносов работников и работодателей, либо за счет налогов.

Очевидно, что средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на это пиршество справедливости не хватит. Значит, придется увеличивать поступления из федерального и региональных бюджетов. Или же вырастут взносы работодателей и налоги, которые платят сами граждане. Любой из этих путей весьма сомнителен. Некоторый резерв, правда, все же имеется: проверки показали, что до четверти средств ФОМС можно использовать более эффективно. Ну и не забудем об особенностях российского фармрынка.

Производители костьми лягут, чтобы их продукцию включили в систему лекарственного страхования. Будет досадно, если туда проникнут набившие оскомину многочисленные фуфломицины. Эффективность их никем не доказана, но это не мешает им занимать верхние места в списках лидеров продаж. Еще с уверенностью можно предположить, что врачи должны будут назначать дженерики, действенность которых может быть ниже, чем у дорогих оригинальных препаратов. Есть ли смысл в такой реформе? В общем, вопросов много, а ответы на них мы получим, когда будет опубликован текст готовящегося законопроекта.