Ковитиди сообщила, что каждый пятый россиянин работает в теневом секторе

Каждый пятый работающий россиянин, по данным за первое полугодие этого года, задействован в теневом секторе экономики. Об этом рассказала член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ольга Ковитиди на круглом столе в палате регионов на тему противодействия теневой занятости. 

Ковитиди сообщила, что каждый пятый россиянин работает в теневом секторе
© Парламентская газета

В настоящее время работодатели активно используют такую скрытую форму оплаты труда, как подмена трудовых договоров гражданско-правовыми (ГПД), хотя в Трудовом кодексе четко сказано, что заключение ГПД как регулирующих трудовые отношения не допускается, отметила сенатор.

По ее словам, трудовой договор должен быть оформлен надлежащим образом, а при оформлении вместо него гражданско-правового договора в случае возникновения спора с начальством работник оказывается недостаточно защищен — его правовое положение неопределенно.

«Сложилась достаточно обширная судебная практика в сфере установления факта трудовых отношений. Такие споры регулярно возникают между работниками и работодателями. При их рассмотрении российские суды исходят из необходимости надлежащей защиты прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении», — сказала Ковитиди, слова которой приводят в Совете Федерации. 

Она также рассказала об инициативе ФНПР, предусматривающей введение упрощенного механизма заключения трудовых договоров. Предполагается, что работник сможет подать через портал госуслуг уведомление в Роструд, ФНС и государственные внебюджетные фонды о факте заключения трудового договора без его письменного оформления, и с момента направления такого уведомления трудовой договор будет считаться заключенным на неопределенный срок.

В этом случае органы Роструда свяжутся с работодателем и предложат ему завершить оформление трудового договора на платформе «Работа в России», тогда при возникновении споров уже не работник будет вынужден просить суд признать отношения трудовыми, а работодатель будет вынужден доказывать гражданско-правовой характер отношений, разъяснила идею Ковитиди.

По ее мнению, это позволит защитить работников в случаях уклонения работодателя от оформления трудового договора, хотя в случае принятия данных мер они увеличат административную нагрузку на работодателя и могут повлечь уже ущемление прав добросовестных работодателей при злоупотреблениях со стороны сотрудников.