Соискатели получат возможность проверить работодателя перед трудоустройством

У сотрудников появится возможность при поиске вакансий через портал "Работа России" проверить сведения о компании и выявленных в ней нарушениях. Также работники уже могут урегулировать споры с работодателями без обращения в трудинспекцию в 10-дневный срок. О том, какие возможности дают сотрудникам и работодателям сервисы "Онлайнинспекция.рф", рассказал "Российской газете" руководитель Федеральной службы по труду и занятости Михаил Иванков на ВНОТ-2023.

Соискатели получат возможность проверить работодателя перед трудоустройством
© Российская Газета

Есть ли планы как-то объединить функционал сервисов портала "Онлайнинспекция.рф" и "Работа России"?

Иванков: Мы не планируем глобального объединение, поскольку у каждого портала свой функционал и свои задачи. Если "Онлайнинспекция.рф" - это именно система сервисов для работников и работодателей, то ЕЦП "Работа России" - это не только возможность для граждан, соискателей и работодателей получать услуги органов занятости в цифровом формате, но и, что самое главное на сегодняшний день, "Работа России", - это важнейший инструмент управления и мониторинга рынка труда. Он позволяет точно видеть проблемы применительно к регионам, отраслям и каждому отдельному предприятию, и на основании этого вырабатывать таргетированные меры реагирования.

Вместе с тем мы понимаем, что во многом целевые аудитории порталов пересекается. Поэтому мы решили, что можно расширить сведения о работодателе, которые содержатся на "Работе России" за счет данных о работодателях, которые содержит сервис "Банк предприятий и организаций" портала "Онлайнинспекция.рф".

Это позволит соискателям при выборе вакансий на портале "Работа России" узнать больше о потенциальном работодателе. В частности сведения о соблюдении трудового законодательства компанией, случаях производственного травматизма на предприятии и задержке заработной платы.

Это позволит получить более широкое представление о потенциальном работодателе и принять взвешенное решение. Этот процесс мы начали, и информация о ряде компаний уже доступна в карточках работодателя на "Работе России".

Недавно на портале "Онлайнинспекция.рф" появилась возможность урегулировать спор с работодателем до обращения в трудовую инспекцию. Как это работает?

Иванков: Речь идет о новом сервисе по урегулированию разногласий между работником и работодателем. Анализ поступавших через "Онлайнинспекция.рф" обращений показал, что многие работодатели, узнав, что работник направил обращение в государственную инспекцию труда, решали спорный вопрос, не дожидаясь проверки.

В итоге был создан сервис, который позволяет работнику направить обращение работодателю с целью предварительного решения проблемы. Работодатель получат уведомление о поступлении обращения от работника и может урегулировать вопрос до того, как обращение будет перенаправлено в инспекцию труда. Если в течение 10 рабочих дней вопрос не получается решить, система поможет перенаправить обращение в гострудинспекцию региона.

Уже в первый месяц работы этот сервис показал высокую эффективность. Почти в половине случаев вопросы (49,5%), по которым истек десятидневный срок рассмотрения, были урегулированы. Сейчас на рассмотрении работодателей находится еще 377 обращений. В инспекцию было перенаправлено 169.

Какие еще сервисы появились на портале "Онлайнинспекция.рф"?

Иванков: Буквально на днях на "Онлайнинспекия.рф" заработали два новых сервиса. Один из них помогает работникам разобраться в том, какие гарантии в соответствии с трудовым законодательством ему полагаются, а второй - какие средства индивидуальной защиты.

Так, через сервис "Гарантии, льготы и компенсации работникам" работник выбирает одну или несколько категорий, к которым он относится, и система предоставляет полный перечень дополнительных гарантий.

Сервис "Выдача средств индивидуальной защиты" позволяет получать информацию о специальной одежде, обуви и других средствах, которые работники имеют право получать на рабочем месте. Пользователь выбирает профессию, вид загрязнений, вид работ и вид опасностей. На основе этих данных система формирует подробный перечень полагающихся сотруднику СИЗ, даст информацию о нормативах выдачи и правовом основании. Сервис анализирует справочную информацию и предоставляет ее работнику в простой и понятной форме. Таким образом, у работника нет необходимости собственноручно проверять десятки и сотни страниц нормативов.

На "Онлайниснпекция.рф" запущено свыше 20 различных сервисов. Как вы лично оцениваете их востребованность? Кто чаще обращается: работники или работодатели?

Иванков: Практически все сервисы ориентированы и на работников, и на работодателей. Они могут быть одинаково полезны и тем и другим. Просто в случае с работником сервисы помогают разобраться в своих трудовых правах, а в случаях с работодателями являются эффективным профилактическим инструментом в вопросах соблюдения ТК РФ в организации. Среди наиболее популярных - это консультационный сервис "Дежурный инспектор" и сервис самопроверки "Электронный инспектор".

Оба сервиса функционируют уже порядка 8-9 лет. За это время через "Дежурный инспектор" предоставлено более 157 тысяч онлайн-консультаций. А с помощью "Электронного инспектора" работодатели провели свыше 1,1 миллиона самопроверок. Отмечу, что это эффективный бесплатный инструмент профилактики нарушений трудового законодательства. Работодатели уже сэкономили свыше 23 млрд рублей на штрафах, воспользовавшись им и устранив выявленные системой нарушения.