Как вернуть престиж рабочим профессиям: «Заводам нужно появиться в медиаполе зумеров»
«Будешь плохо учиться – пойдешь на завод» Кадровый вопрос уже давно поднимается в топе проблем, которые волнуют свердловских промышленников, а в последние годы он стабильно занимает первое место, отметил президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин на HR-форуме Big Fish. Нынешний год, когда предприятиям для выполнения оборонзаказа и производства импортозамещающей продукции понадобилось еще больше сотрудников, окончательно сделал этот вопрос самым важным. Молодежь скептически относится к техническим специальностям, а после учебы не хочет возвращаться в малые города, да и из Екатеринбурга порой старается уехать, сетует вице-президент палаты Даниил Мазуровский. «Рабочие профессии непрестижны. Зачем люди туда пойдут, если это не заложено в идеологию государства или хотя бы региона? Швей нет физически, хотя зарплаты выше, чем у офисных сотрудников. То же самое и на других предприятиях. Из-за этого мы не можем выпускать тот объем продукции, который востребован рынком. Мы вложились в обучающий класс, обучаем швей бесплатно и тут же трудоустраиваем. Желающих учиться – ноль. Если мы на кухне говорим: «Будешь плохо учиться – пойдешь на завод», – ничего не изменится. Мы должны поднимать престиж этих специальностей», – рассуждает владелец швейной фабрики «Квадрошоу» Андрей Мазур. По человеку труда десятилетиями наносился идеологический удар, согласен Андрей Беседин. По его словам, тех, кто трудится на производстве, отвели в категорию «неудачников, лузеров, не способных создать материальные блага для своей семьи», в то время как фильмы и сериалы воспевали совсем другие профессии. Рабочих приведут SMM-щики Уральские эксперты возлагают большие надежды на профориентацию, которую некоторые предлагают проводить чуть ли не с детского сада. Еще в прошлом году Минпросвещения распорядилось проводить в школах еженедельные занятия. Депутат свердловского заксобрания Анна Соломеина сомневается, что это будет эффективным: она предлагает устраивать ежемесячные экскурсии на предприятия, посвящая им несколько часов подряд. А глава комитета УТПП по предпринимательству в сфере управления персоналом и человеческим капиталом Ольга Чебыкина и вовсе выступает за возрождение учебно-производственных комбинатов, существовавших в советское время. При этом не меньшее внимание специалисты призывают уделять и продвижению рабочих профессий вне школ – например, с помощью различных фестивалей. Сами «зумеры», у которых заводы ассоциируются с грязью и рутинной работой, говорят, что предприятиям не мешало бы активнее рассказывать о себе в соцсетях. По словам начинающего маркетолога Андрея, «SMM-щик должен стать одним из главных людей, которые будут пригонять к вам сотрудников». «Нужно либо сформировать новые стереотипы, либо развеять старые. И чтобы это сделать, заводам нужно появиться в медиаполе зумеров, заменить собой шквал бесполезных тиктоков и рилсов, которые молодежь потребляет ежесекундно. У вас есть бюджеты, у вас есть все возможности, но я не знаю ни одну страничку предприятия, которая была бы классной, забавной, интересной», – говорит он. Представительница татарстанской ОЭЗ «Иннополис» Анастасия отметила, что именно такой подход используют IT-компании, которые в результате забирают себе молодые кадры. «Каждая IT-компания постит, какой у нее классный офис, как там пьют кофе, чай, отдыхают и все остальное. А сколько таких страниц есть у заводов?» – спрашивает она. С этой позицией спорит другая представительница Татарстана, директор по маркетингу проекта «PROИнтерес» Рената Мингалимова. «Мы общаемся с компаниями, и это какой-то дурдом. Все хотят быть моднее, все хотят что-то показать. Вывесите хотя бы зарплату на своем объявлении, а то половина пишет: «обещаем стабильную заработную плату» – и какую же?» – иронизирует она. «Каждый должен заниматься своим делом» Эксперты не снимают ответственности и с самих производственников. Например, по данным доктора экономических наук, профессора УрГЭУ Руслана Долженко, каждый третий родитель, который работает на заводе, не советует идти туда своим детям. «Это проблема заводов, потому что нужно заниматься внутренними коммуникациями и повышать зарплаты, чтобы родители приходили с работы и хвалили ее», – объясняет ученый. Директор компании «Кадровые технологии» Марина Подгайская считает одной из причин кадровых проблем грубость и некомпетентность линейных руководителей на многих предприятиях. «На заводе может быть и шумно, и грязно, и спина может болеть, и спецодежда не всегда соответствует тому, что хотелось бы. Мы мало что можем сделать с технологиями, но ведь большое количество людей увольняется с заводов или не хочет туда идти, потому что там низкая управленческая культура. На это повлиять можно!» – говорит эксперт. В частности, Подгайская предлагает создавать для таких руководителей курсы или центры компетенций. При этом уральские специалисты смотрят в будущее с оптимизмом. Например, Руслан Долженко предостерег от попыток форсировать события. «К 2025 году ренессанс инженерных специальностей произойдет сам, если каждый будет заниматься своим делом: бизнес – бизнесом, вузы и школы – образованием, чиновники – управлением», – объясняет экономист. Андрей Беседин тоже надеется, что промышленность снова станет привлекательной для молодежи. «Уверен, что мы вернем в промышленность армию молодых, талантливых, увлеченных, которые будут гордостью не только уральской земли, но и нашей большой страны в целом», – заключил президент УТПП. Фото: ФедералПресс / Александр Калинин