Госдума рассмотрит проект нового бюджета в первом чтении 26 октября
Правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на три года. Сразу после его поступления - в пятницу - депутаты определили дату первого чтения - 26 октября. Однако уже сейчас понятны приоритеты главного финансового документа страны.
В составе бюджетного пакета в ГД были также направлены проекты бюджетов внебюджетных фондов и ряд других документов, имеющих определяющее значение для государственных финансов. "Когда-то это были два объемных мешка, а теперь небольшой пакет. В нем - 14 дисков", - отметил председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, демонстрируя журналистам конверт с внесенными документами. Депутат уточнил: собственно, проект бюджета насчитывает 4375 страниц.
По словам парламентария, основные приоритеты - оборона страны (обеспечение оборонной промышленности), развитие экономики и, конечно, поддержка граждан. Депутатам важно, чтобы проект нового бюджета "отвечал на вызовы, с которыми наша страна столкнулась", также он должен решать вопросы развития, заявил председатель палаты Вячеслав Володин. Необходимо также обеспечить реализацию поручений президента, которые были даны с целью развития нашей экономики и повышения благосостояния граждан, подчеркнул спикер.
По словам председателя Госдумы, в ходе обсуждения бюджета, в частности, предстоит принять решение о повышении с начала 2024 года минимального размера оплаты труда на 18,5 процента. Законопроект на этот счет был внесен кабмином в составе бюджетного пакета. "Заработная плата в результате реализации этого поручения вырастет у более пяти миллионов человек. Все социальные обязательства перед нашими гражданами должны быть выполнены", - подчеркнул Вячеслав Володин.
Бюджет, согласно проектировкам, действительно социально ориентирован. Так, предлагается серьезно увеличить расходы на развитие пенсионной системы: в 2024 году государство потратит на эти цели почти на 1,3 трлн рублей больше, чем в 2023-м. Рост расходов обусловлен увеличением ассигнований на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы. Правительство вместе с бюджетом внесло в Госдуму законопроект, которым предлагается увеличить среднюю пенсию для работающих пенсионеров до 22 605 рублей, а для неработающих до 23 449 рублей.
Больше средств планируется направить также на социальную политику - плюс 1,2 трлн. "Какими бы сложными ни были экономические условия, какие бы санкции ни придумали наши бывшие партнеры, главным остается исполнение всех социальных обязательств", - прокомментировал Андрей Макаров. Так, на выплату единого пособия на 2024-2026 годы предусмотрено 4,4 трлн рублей. Это позволит обеспечить пособием более 10 миллионов граждан. Около 1,6 трлн рублей запланировано на предоставление маткапитала, более 482 млрд рублей - на программы улучшения жилищного обеспечения семей с детьми. А на поддержку граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, по программе социального контракта в проекте бюджета предусмотрено свыше 100 млрд рублей.
Максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности в 2024 году составит более 122 тыс. рублей в месяц против 83 тыс. рублей в 2023 году. Размер пособия по беременности и родам подрастет с 383 тыс. рублей до 565 тыс. рублей. Размер выплат по уходу за ребенком до 1,5 года для работающих составит 49 тыс. рублей в месяц против 33,2 тыс. рублей в 2023 году.
Заработные платы некоторых работников бюджетной сферы в 2024 году могут вырасти почти на 10 процентов, при этом зарплаты чиновников в 2024 году индексировать не планируется.
Предстоит принять решение о повышении с начала 2024 года минимального размера оплаты труда на 18,5 процента
Почти на 100 млрд рублей больше будет направлено на нацпроект "Демография", на 150 млрд вырастут ассигнования на нацпроект "Безопасные и качественные дороги". Также увеличится финансирование нацпроектов "Наука и университеты" (плюс 5 млрд), "Беспилотные авиационные системы" (45,5 млрд рублей) и другие.
В целом в следующем году ожидается серьезный рост доходов казны по сравнению с предыдущими показателями, ведь главный финансовый документ сверстан исходя из прогнозируемого ежегодного роста экономики свыше 2 процентов. Доходы ожидаются в размере 35 трлн рублей в 2024 году, 33,5 трлн рублей - в 2025-м, 34,1 трлн рублей - в 2026-м. Причем вырастут как нефтегазовые доходы (плюс 2,6 трлн), так и ненефтегазовые (плюс 3,8 трлн). На динамику показателей влияют цены на нефть, завершение "налогового маневра", прогноз по росту НДФЛ, рост акцизов, говорится в пояснительной записке. Дефицит все же будет, превышение расходов над доходами может составить от 0,9 до 1,6 трлн рублей в разные годы. Расходы ожидаются на уровне 36,6 трлн рублей, 34,4 трлн рублей и 35,6 трлн рублей соответственно.
Кстати
Минфин опубликовал основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024-2026 годы: документ с главными подходами формирования бюджета и работы бюджетной системы на ближайшую трехлетку.
Как указывают в ведомстве, по мере перестройки хозяйственных связей, адаптации экономики и восстановления деловой активности, ключевой акцент экономической политики сместится с антикризисного к задачам содействия достижению национальных целей развития. Акцент будет сделан на социальную поддержку, укрепление обороноспособности России, интеграцию новых регионов и технологическое развитие. Основой достижения этих целей станет сбалансированный и устойчивый экономический рост, который обеспечит повышение качества жизни людей, говорят в минфине. Для этого бюджетная политика (окончательно антикризисной она по плану перестанет быть в 2025 году) в ближайшие 3 года будет базироваться на обеспечении устойчивой и предсказуемой экономической среды и структурных изменениях в доходах и расходах бюджета.
Так, среди конкретных предложений "основных направлений" есть расширение сферы применения налоговой льготы, установленной для семей с детьми в отношении дохода от продажи жилого помещения при улучшении жилищных условий, распространение и повышение удобства системы налоговых вычетов (в том числе по индивидуальным инвестсчетам нового типа и в программе долгосрочных сбережений), а также возможная отмена подоходного налога с банковских вкладов сроком свыше одного года.
Подготовил Роман Маркелов