Войти в почту

Операторы электронных кошельков хотят выплачивать на них зарплату

Операторы электронных кошельков призывают регуляторов дать гражданам возможность получать зарплату на свои онлайн-кошельки. Как сообщает газета «Ведомости», с соответствующим заявлением предправления «Озон банка» Андрей Личманов выступил на сессии «Электронные денежные средства: новая старая сущность» международного банковского форума Ассоциации банков России (АБР).

Операторы электронных кошельков хотят выплачивать на них зарплату
© Frank Media

Банкир предложил провести «профилактические мероприятия» с банковским рынком, особенно с его консервативной частью, чтобы получить от участников поддержку перечисления зарплат на электронные кошельки. Проблема в том, что во многих банках не готовы перечислять денежные средства на 409-й счет (электронный кошелек), а только на 408-й (банковский), сказал Личманов. Банки зачастую просто отказывают работодателям в такой возможности. «Мы проведем дополнительное обсуждение этих вопросов и по итогам планируем написать в ЦБ и другие ведомства письма от лица АБР», – обещала председатель совета директоров «Киви банка» Мария Шевченко.

Банки действительно с сомнением относятся к идее перечислять зарплату на кошельки, поэтому часто они отклоняют такие запросы, подтвердила «Ведомостям» предправления НКО «Мобильная карта» Елена Шейкина. Но они сталкиваются с объективными барьерами: есть трудности с настройкой и верификацией таких переводов, добавила она. Не всегда понятно, от кого поступили деньги, какое у них назначение. Вдобавок, напоминает она, в федеральном законе о национальной платежной системе есть ограничения для госслужащих и бюджетников – они могут получать выплаты только на банковские счета.

Традиционно под «зарплатным рабством» понималось навязывание конкретного банка для получения зарплаты. По закону работники имеют право получать деньги на карту любого банка. Сейчас для России тема вновь стала актуальной, поскольку многие банки подпали под санкции, а в некоторых компаниях есть сотрудники, которые сейчас работают из-за границы и для них стоит вопрос, как им получать зарплату, сказала Шевченко.

Впрочем, в «Озон банке», «Киви банке» и «ЮMoney» уже есть случаи, когда граждане сами передали своему работодателю реквизиты счета электронного кошелька и получали на него зарплату, рассказали их представители.

В ВТБ «Ведомостям» сообщили, что негативно оценивают возможность выплаты зарплаты на электронные кошельки. По словам представителя банка, такой способ начислений может нести риски для физических лиц, поскольку они подлежат другому регулированию ЦБ в отличие от текущих счетов в банке. Основной сложностью для банков является интеграция с регуляторами и вопросы, связанные с инвестициями, добавил представитель Росбанка.

По оценке Промсвязьбанка, перевод зарплат на электронные кошельки будет пользоваться популярностью лишь у ограниченного круга пользователей, которые предпочитают использовать кошельки для хранения денег, мгновенных переводов и оплаты в интернете, сказала руководитель центра развития зарплатных клиентов банка Екатерина Матвеева.

Перечисление заработной платы на электронные кошельки может вызвать у банка настороженность в плане антиотмывочных политик, согласен старший юрист Tomashevskaya & Partners Михаил Жужжалов. Такие платежи вызывают подозрения и с точки зрения потенциальных нарушений налогового и трудового законодательства, поскольку такая модель оплаты труда может стать аналогом выплаты зарплаты в конверте, поясняет он.

Действующее законодательство предоставляет право работодателю перечислять заработную плату на электронный кошелек работника при их обоюдном согласии на это, напомнил адвокат юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. Но необходимо удостовериться, что такая возможность предусмотрена трудовым или коллективным договором, добавил старший юрист компании Sudohod Владислав Штрем.

По словам директора по развитию по РФ и странам СНГ китайской платежной компании Helipay Рустема Закирзянова, в Китае является стандартной практикой, когда зарплаты начисляются на электронные кошельки, и «это никого не смущает». Это возможно за счет того, что при регистрации кошелька клиент проходит полную идентификацию, отметил он.

В законе «О национальной платежной системе», устанавливающем правовые основы электронных денег, нет термина «электронный кошелек». Вместо этого используется понятие «электронные денежные средства» – платежный инструмент для хранения денег, мгновенных переводов и оплаты в интернете. В зависимости от типа кошелька – анонимный, с частичной идентификацией или персонифицированный – в законе прописаны ограничения на максимальную сумму одной операции и остаток на нем. Для анонимных кошельков остаток электронных денежных средств в любой момент не должен превышать 15 000 руб., для персонифицированных – 600 000 руб.

Открывать и обслуживать электронные кошельки могут только лицензированные банки и небанковские кредитные организации (НКО), которые включены в реестр ЦБ и имеют статус оператора электронных денежных средств. По данным на 1 сентября, в России зарегистрирован 61 оператор по переводу электронных денежных средств.