Почему дефицит на рынке труда бьет по малому бизнесу в СКФО

По данным властей Ставропольского края, в регионе безработица за год резко сократилась и достигла рекордного минимума в пять процентов. Но одновременно Ставрополье и все регионы СКФО столкнулись с огромным дефицитом рабочих рук. Специалистов нужного уровня не могут найти даже для строительства крупных социальных и инфраструктурных объектов, которые возводятся при поддержке федерального бюджета.

Почему дефицит на рынке труда бьет по малому бизнесу в СКФО
© Российская Газета

Недавно депутаты Ставропольской краевой думы во главе со спикером Николаем Великданем отправились в сады плодоводческого предприятия собирать яблоки. Таким образом, депутаты хотели подать пример, призвав чиновников, а также всех неравнодушных отправиться на уборку урожая. В противном случае его значительная часть может попросту сгнить - убирать некому. И хотя этот ход довольно театральный, он ярко демонстрирует нынешнюю катастрофу на трудовом рынке.

Как рассказали корреспонденту "РГ" местные фермеры, проблемы не только в хозяйствах, занимающихся плодовыми культурами. Практически все аграрии в регионе страдают от нехватки сотрудников. В первую очередь речь идет о тех, кто работает руками и задействован непосредственно на производстве. В дефиците все - механизаторы, водители, трактористы, комбайнеры, сварщики. Чтобы найти хотя бы кого-то, руководители хозяйств вынуждены поднимать зарплаты. Но тут незадача - позволить себе широкий жест могут не все: на селе по-прежнему сохраняются высокие цены на ГСМ, которые понижают рентабельность работы на земле до нуля.

Чтобы привлечь сотрудников, работодатели предлагают им высокие зарплаты, но это не подкреплено ростом реальных доходов самих компаний

Синих воротничков не хватает и в городе. Генеральный менеджер гостиницы "Евроотель", расположенной в самом центре Ставрополя, Анна Петрова говорит, что откликов на вакансии сейчас очень мало. Горничных, например, приходится искать всем коллективом, используя любые доступные средства. Наблюдаются и другие тенденции, осложняющие подбор сотрудников.

- Люди не хотят официального оформления на работу. Многие даже не приходят на собеседование, когда узнают, что все по правилам. Из-за этого отваливается половина кандидатов, - говорит Петрова. - Еще одна тенденция - соискатели хотят ежедневной оплаты труда, что опять-таки невозможно при официальном оформлении.

Стоит отметить и меняющиеся зарплатные ожидания. Шеф-повар известного ставропольского ресторана DeNoel Николай Конарев рассказал, что ситуация на рынке труда осложняет жизнь именно владельцам небольших заведениий в сфере общепита.

- Люди, естественно, идут работать туда, где больше платят. А в кафе с небольшой выручкой держать зарплату, хотя бы на уровне рынка, становится все сложнее, - говорит Конарев. - Вот и выходит, что большие заведения с хорошими оборотами могут набирать людей без особых проблем, а для маленького заведения уже успех, если человек хотя бы пришел познакомиться. Из тех немногих, кто откликается на вакансии и объявления, значительная часть на личном собеседовании не появляется.

Большинство опрошенных рассказали корреспонденту "РГ", что рынок труда начал меняться главным образом после пандемии коронавируса. Но теперь трансформация приняла катастрофический масштаб. Хедхантеры утверждают, что после больших кризисов спрос на сотрудников восстанавливается достаточно быстро, а вот соискательская активность за ним не поспевает. По данным компании hh.ru, сейчас на рынке кадров низкий индекс конкуренции: то есть на каждую вакансию приходится слишком мало резюме. И это общероссийская тенденция.

В Ставропольском крае хуже всего дела обстоят в сферах транспорта и логистики (2,2 резюме на вакансию), продаж и обслуживания клиентов (2,0), розничной торговли (1,3), плохо и с рабочими специальностями (1,8). Комфортным считается индекс в несколько раз больший, чем в любой из этих областей сейчас, пояснили эксперты компании hh.ru. Наивысшая конкуренция за рабочие места в сферах инвестиций и консалтинга, искусства и развлечений, маркетинга и рекламы, то есть в тех, которые держатся преимущественно на белых воротничках.

Директор Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС, член Общественной палаты РФ Азамат Тлисов обращает внимание еще на несколько факторов, характерных для рынка труда на Северном Кавказе. Например, на по-прежнему высокий уровень теневой занятости и сокращение количества мигрантов, которые еще недавно активно работали в сельском хозяйстве. Другой важный момент - конкуренция между селом и большими городами в привлечении человеческого капитала. Мегаполисы, которые также испытывают нужду в трудовых ресурсах, "пылесосят" их из округов, переманивая более высокими зарплатами.

- Также стоит учитывать, что значительная часть трудоспособного мужского населения начала работать в силовых структурах. Они не потеряны для экономики, но перешли из тех секторов, где традиционно работали представители сильной половины человечества. В первую очередь это грузоперевозки и логистика. В результате в этих областях возник серьезный дефицит и цены на данных специалистов начали резко расти, - говорит Тлисов.

Кроме того, сейчас все больше вакантных рабочих мест появляется в связи с расширением производства: бизнесмены стараются занять ниши, опустевшие после ухода иностранных конкурентов. Так, отмечает Тлисов, в КЧР, например, открывается сразу несколько швейных цехов, которым нужны 200-300 сотрудников. Расширяют производство и крупные промышленные компании в Невинномысске. Активность растет и в курортной сфере, где загрузка близка к ста процентам: туристы едут на Кавказ, не имея возможности проводить отпуска за границей.

- Мы знаем, что на некоторых предприятиях привлекли сотрудников для выполнения гособоронзаказов. Это был экономический всплеск. Но когда наладят процессы производства и добьются большей автоматизации, люди будут вновь распределяться в прежние отрасли, но уже с хорошей квалификацией, - говорит Азамат Тлисов. - И тут важно, чтобы в период этой трансформации не погиб малый бизнес, который не сможет платить сотрудникам такие же высокие зарплаты, как крупные компании.

Кстати

Статистические данные hh.ru говорят, что есть несколько причин сложившейся ситуации, которые сошлись в одной точке в одно время. Половозрастная структура населения подтверждает уже известный факт, что в России углубляется демографическая яма. Также, согласно статистике, работодатели для привлечения работников предлагают им более высокие зарплаты. Однако это не подкреплено ростом реальных доходов самих компаний и лишь увеличивает издержки производства, а значит, и цену продукта для конечных потребителей. Налицо дополнительный фактор разгона инфляции.