Рынок электроники вышел на показатели 2021 года

Российский рынок ноутбуков впервые за долгое время показывает признаки оживления. Причем спросом пользуются все категории - от подержанной техники до премиальных ноутбуков Apple. Эксперты полагают, что сыграла роль совокупность причин, в том числе рост доходов населения.

Рынок электроники вышел на показатели 2021 года
© Российская Газета

По данным "Авито", в третьем квартале 2023 года общие продажи ноутбуков выросли на 16%, причем новые модели покупали почти на 60% чаще, чем в прошлом году. Продажи б/у устройств выросли на 11%. Самые популярные бренды у россиян - Apple, ASUS, Lenovo, Xiaomi. При этом Apple стали чаще покупать на 30% за год.

"Рынок стабилизировался. Так, во вторичном сегменте мы наблюдаем снижение цен на все основные бренды, например, на Lenovo, HP и Asus цены снизились в пределах 3-5%, на HONOR - на 14%", - говорит Павел Комаров, руководитель категории "Бытовая техника и электроника" в "Авито".

С оценкой тренда согласны в "М.Видео-Эльдорадо". По данным ретейлера, спрос на ноутбуки достиг максимума в текущем году и оказался почти на 20% выше показателей прошлого года, а также превысил почти на 5% результаты пандемийного 2021 года.

"В этом году мы видим постепенное восстановление покупательской активности в ноутбуках, пик которой пришелся на третий квартал, когда продажи в наших сетях превзошли даже показатели высокой базы 2021 года", - отмечает менеджер департамента "Компьютеры и планшеты" Группы "М.Видео-Эльдорадо" Александр Афонин.

В июле - сентябре 2023 года россияне приобрели примерно 900 тысяч ноутбуков

По его оценке, благодаря покупательской активности в третьем квартале категория вернулась к положительной динамике по отношению к 2022 году. Только в июле - сентябре россияне приобрели примерно 900 тыс. ноутбуков, что составляет порядка 40% от годового объема продаж в текущем году и превышает показатели июля - сентября 2022 года более чем на 20%. В денежном выражении продажи за 9 месяцев оказались сопоставимы с результатами января - сентября прошлого года и составили примерно 140 млрд руб.

Опрошенные "РГ" эксперты уверены: рост спроса на ноутбуки и прочую электронику обусловлен более фундаментальными причинами, чем сезон подготовки к началу нового учебного года.

"Back-to-school - само собой. При этом ноутбуки не обязательно приобретались для детей, могла быть и обратная ситуация - ребёнку переходил во владение единственный в семье настольный компьютер, а родители приобретали себе ноутбуки для рабочих нужд",- говорит главный редактор Ferra.ru Евгений Харитонов.

Среди других причин эксперт назвал укрепление курса доллара США по отношению к рублю и сообщения о возможности понижения порога беспошлинного ввоза товаров с 1000 до 200 евро.

"Еще 28 июля 1 доллар оценивался в 90 рублей, а 15 августа - уже в 101 рубль. Покупатели ринулись покупать компьютеры до того, как ритейлеры перепишут цены. Еще один фактор - понижение порога беспошлинного ввоза. Несмотря на то, что это ограничение касается только посылок для физлиц, россияне ожидали сокращение предложения в ноутбуках (которые в квоту в 200 евро не укладываются никогда) и повышение цен. Однако в итоге порог беспошлинного ввоза оставили на уровне 1000 евро, но информация об этом поступила только в конце сентября", - пояснил Харитонов.

Рост спроса идет преимущественно в регионах, обращает внимание ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его словам, во многом определяющим фактором здесь стало СВО.

"В России появились покупатели, которые ранее не имели возможности приобретать технику в таких объемах. У них есть дети, родители, которым также нужно покупать все, чем только можно их порадовать. Я говорю примерно о миллионе человек, кто сейчас зарабатывает деньги, которых раньше в глаза не видел", - полагает Муртазин.

По словам эксперта, рост оборонного заказа, работа предприятий 24 на 7 и деньги, которые в большем объеме получают сотрудники. "Не везде и не все, тем не менее рост медианы ощутим, это десятки процентов минимум", - оговаривается Муртазин.

"Итого ситуация очень проста - розничные продажи электроники как статусного потребления получили толчок. В первую очередь это смартфоны, затем уже все остальное. И хорошо это видно по продажам дорогих телевизоров, их доля выросла также аномально. Для многих это первый такой телевизор в жизни", - отмечает эксперт.