ЦБ против хитростей банков

Чаще всего менеджеры настойчиво предлагают в дополнение к кредиту или займу купить различные страховки. И это не самый плохой вариант: такой сертификат все равно придется приобретать в обязательном порядке. Но в ходу также подписки на онлайн-кинотеатры, абонементы на посещение психолога или ветеринара. Были случаи, когда клиента буквально заставляли оплатить курс посещений астролога или консультации по телемедицине.

ЦБ против хитростей банков
© Мир новостей

«Если услуга действительно нужна заемщику, он может ее приобрести, но это должен быть осознанный выбор, не под давлением менеджера и не с помощью уловок на сайте или в мобильном приложении кредитора», - отметили в пресс-службе регулятора. На практике получается, что при оформлении кредита заемщику мягко намекают: если отказаться от покупки хотя бы одной дополнительной услуги, выплату денег могут и не разрешить. Учитывая, что у банка есть право не одобрять кредит, этот шантаж может быть весьма эффективен. Особенно податливы люди с не очень хорошей кредитной историей: чаще всего они готовы переплатить пару-тройку тысяч рублей, лишь бы получить вожделенный заем.

Недавно Центробанк в очередной раз обозначил такую проблему и отчитался о принятых мерах. В банковской деятельности существует термин «период охлаждения». Это срок, в течение которого можно отказаться от навязанных услуг и вернуть деньги. До сих пор речь шла о 14 днях, во время которых клиент мог одуматься. С января 2024 года «период охлаждения» увеличится до одного месяца.

Кроме того, теперь запрещено использовать предустановленные согласия клиентов - так называются галочки в онлайн-формах с уже заполненным за заемщика согласием на оплату страховок, сертификатов на разные консультации, СМС-информирования. Часто применяются маркетинговые уловки, из-за которых эти галочки легко не заметить.

«Мы поэтапно усиливаем требования к информированию потребителя. Важно, чтобы он знал и о возможности отказаться от дополнительных услуг, и о своем праве запретить уступку прав по кредитному договору, и о способах защитить свои права, обратившись с жалобой в том числе и в Банк России. Мы всегда рекомендуем потребителям финансовых услуг внимательно читать договор перед тем, как его подписать, задавать вопросы представителю банка», - подчеркнули в ЦБ. Там же напомнили об одной очень важной детали: у человека есть право взять договор домой на пять дней, чтобы спокойно его изучить и посоветоваться с родными и близкими. За это время условия договора не изменятся. Но в банках о такой «мелочи» никогда клиентам не сообщают!

Что делать, если менеджерам все-таки удалось навязать ненужную услугу? Во-первых, Банк России сам приглашает писать жалобы - там могут признать спорную сделку недействительной. Во-вторых, существует Общество защиты прав потребителей или другие общественные организации, имеющие право подавать иски в суд. «Лучше, если пострадавшие соберутся и оформят коллективную жалобу. В таком случае шансы восстановить справедливость возрастают в разы», - посоветовала юрист Наталья Лобанова.

Наталья Пуртова.

Фото: WIKIPEDIA