Войти в почту

Юрист Осипов: платить за товар придётся по актуальному ценнику

Нередко бывает так, что новый ценник небрежно клеят на старый или размещают его неровно. Тогда покупатель видит, что цена выросла, и сталкивается с соблазном снять свежий ценник и купить товар по старой цене. Якобы надо было заменить ценник полностью, а не оставлять возможность схитрить. Можно ли так делать и что грозит тем, кто попытается сэкономить? Узнали у руководителя юридической компании «Качай права!» Дмитрия Осипова. Что магазины должны делать с ценниками Продавцы должны своевременно предоставлять потребителю всю необходимую и достоверную информацию о товарах — об этом говорит закон «О защите прав потребителей». К такой информации относится в том числе цена, а способом считается её размещение на ценнике. На самом ценнике должны быть указаны: наименование товара; актуальная цена за единицу товара. Так что даже если новый ценник наклеен на старый, это не нарушение. Ведь наклейка с актуальной ценой на нём есть. Как должен вести себя покупатель Добросовестно и разумно, как говорит гражданское законодательство. «В настоящем случае полное или частичное отклеивание свежего ценника никак нельзя признать добросовестным поведением. С одной стороны, потребитель является слабой стороной договора купли-продажи, и его права серьёзно защищены законом, но с другой стороны, закон отнюдь не поощряет потребительский экстремизм», — подчёркивает Дмитрий Осипов. Потребовать продать товар по цене, которую установили раньше, можно только доказав, что вы видели такое предложение на момент покупки, например, в рекламе или на информационном стенде. Если низкая цена попалась вам на глаза неделю или даже день назад, это ещё ни о чём не говорит. Что будет, если отклеить новый ценник Ничего — если хитрец не попадёт на камеры. Покупатель в теории может незаметно отклеить новый ценник, сфотографировать старый и потребовать продать ему товар именно по этой цене. «Если магазин не докажет, что покупатель сам отклеил ценник (а доказать это можно лишь с помощью камер), то суд с большой вероятностью встанет в споре на сторону покупателя, а Роспотребнадзор имеет право дополнительно оштрафовать продавца. Основанием для удовлетворения требований потребителя станет тот факт, что ценник в магазине является публичной офертой и магазин обязан продать товар по цене, указанной на ценнике. В отсутствие видеозаписей доказать, что на самом деле на товаре был ещё и более свежий ценник, маловероятно», — пояснил руководитель юридической компании «Качай права!» Дмитрий Осипов. Такие случаи встречаются в судебной практике. Например, в 2013 году в суд обратилась популярная сеть магазинов одежды. Её представитель утверждал, что покупатель в целях выгоды переклеил ценники. Суд иск отклонил, поскольку на ценнике была та же цена, что и в чеке, а доказать переклейку ретейлер не смог. Сеть ещё и оштрафовали на 10 000 рублей за обман потребителей. Но если покупателю не повезёт, последствия могут оказаться очень серьёзными. «Однако и потребителям не стоит считать себя безнаказанными в этой ситуации. Практике умышленного переклеивания ценников покупателями неоднократно давали оценку правоохранительные органы. Например, в Калуге в отношении переклейщика возбуждалось уголовное дело по факту мошенничества , в Новосибирске схожие обстоятельства привели к возбуждению дела о краже », — подчеркнул Дмитрий Осипов. Так что в подобной ситуации одному может повезти, а другой схлопочет судимость, пытаясь сэкономить пару сотен рублей. Поэтому отклеивать ценники и надеяться, что пронесёт, явно не стоит.

Юрист Осипов: платить за товар придётся по актуальному ценнику
© Секрет Фирмы