Рекорды и субсидии. Что происходит с автокредитами

В октябре россияне стремились купить автомобиль до очередного роста ставок по кредитам и цен на автомобили.

Рекорды и субсидии. Что происходит с автокредитами
© Сравни.ру

По итогам 2023 года российские банки могут выдать автокредиты на 1,6 триллиона ₽ — это в два раза больше, чем в прошлом году, прогнозируют в ВТБ. По подсчётам Frank RG, с января по октябрь россияне взяли у банков 1,236 триллиона ₽ автокредитов, а в октябре эта сумма составила рекордные 166,5 миллиарда ₽, передаёт Forbes.

Что происходит с автокредитованием

Одна из причин рекорда — расширение ассортимента автомобилей за счёт китайских брендов. По данным ВТБ, доля китайских брендов в выдачах автокредитов уже превышает 60%. У Росбанка доля китайских авто в выдачах превысила 80%.

Кроме того, цены на автомобили растут быстрее доходов населения. Согласно данным Росстата, к ноябрю отечественные автомобили подорожали более чем на 14% с начала года, иномарки — почти на 5%. Сейчас только 8–10% заёмщиков могут купить машину без кредита, говорят в Абсолют Банке.

Средние ставки по выданным кредитам варьируются от 18% до 24% годовых в зависимости от новизны автомобиля и без учёта госпрограмм и субсидий от производителей. На фоне ужесточения политики ЦБ заводы и дилеры уже расширили программы субсидирования, и эта тенденция может продолжиться, указывают в ВТБ.

Сроки автокредитов достигают семи-восьми лет, но обычно их гасят за три-четыре года. При этом около 20% заёмщиков делают это в первый год, говорят в «Тинькофф».

Что будет с автокредитами в 2024 году

В 2024 году банкиры ожидают охлаждения рынка из-за роста ставки ЦБ. В период высокой ключевой ставки автокредиты могут подорожать ещё на пять процентных пунктов, прогнозируют в «Тинькофф».

«Рынок ждёт сокращение объёмов продаж. Дешёвых кредитов не будет, уровень одобрения будет падать. Возможно, холдингам придётся смотреть в сторону собственного субсидирования кредитов, как это происходит в ипотеке, за счёт "железной" маржи давать скидки на автомобили, субсидировать ставку», — заявила руководитель проекта «Цифровая сделка» E-Credit Дарья Тимченко.

Однако околонулевых ставок, как на ипотечном рынке, не будет. «Автопроизводители не смогут "зашить" в цену автомобиля недополученные банками проценты и свою маржу в силу короткого срока и самого кредита, и эксплуатации автомобиля, а также несогласия автозаёмщиков на такую переплату», — считают в Frank RG.