Госдума приняла закон "О занятости населения в РФ"

Госдума приняла базовый закон "О занятости населения в РФ". Депутаты подчеркнули, что работа над законодательством в данной сфере на этом не заканчивается.

Госдума приняла закон "О занятости населения в РФ"
© Российская Газета

Документ был внесен группой депутатов Госдумы и сенаторов во главе со спикерами нижней и верхней палат Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко.

Новым законом предлагается определить цель государственной политики в сфере занятости населения, а также принципы правового регулирования отношений в этой сфере. Принятый документ уточняет понятия "занятость", "занятые граждане", "граждане, ищущие работу", "граждане, впервые ищущие работу", "профилирование граждан, ищущих работу", "профилирование работодателей", а также "безработные граждане".

Суть реформы

"Действующий закон о занятости разрабатывался 30 лет назад. Сейчас принципиально иные формы занятости, другие вызовы и проблемы. Принятие нового закона о занятости назрело давно", - подчеркнул председатель ГД Вячеслав Володин.

"Правильно было бы сказать спасибо не только депутатскому корпусу. А вы знаете, у нас законотворчество - это процесс, в котором участвует огромное количество сторон, - сказал спикер на пленарном заседании. - А в данном случае участвовали и профсоюзы, и работодатели, и профильное министерство".

"Закон вводит новые категории, в отношении которых будут приниматься меры поддержки со стороны службы занятости, - подчеркнул замруководителя думской фракции "Единой России" Андрей Исаев. - Работодатели будут получать помощь от государства при создании или сохранении рабочих мест для этих категорий. Речь идет об участниках СВО, членах их семей, о лицах под риском увольнения, молодых специалистах".

По его словам, огромное внимание уделено профориентации и помощи в трудоустройстве молодежи, защите трудовых прав и помощи в трудоустройстве инвалидов. В отношении каждого безработного будет приниматься индивидуальный план, сформулированы четкие критерии подходящей работы. "Впервые в законодательстве вводится понятие "нелегальной занятости" и предусматриваются меры борьбы с ней", - отметил парламентарий.

Конкретные изменения

Закрепляются полномочия Минтруда России, Роструда и органов службы занятости по реализации государственной политики в сфере занятости населения. Также Роструд определяется оператором единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".

Акцент сделан на профилактику безработицы. Службы занятости будут помогать не только тем, кто остался без работы, но и тем, кто, имея работу, ищет лучшие условия.

Особая поддержка будет оказана работникам, находящимся под риском увольнения, предпенсионерам, бывшим участникам специальной военной операции и членам их семей.

В законе прописаны организация содействия трудоустройству молодежи, работа служб занятости с образовательными организациями с целью обеспечить профориентацию и трудоустройство молодых специалистов. Включена норма о содействии занятости учащихся в свободное от учебы время. Большой раздел посвящен защите трудовых прав инвалидов.

Законом предусматривается индивидуальная работа служб занятости с каждым безработным, которая будет строиться на комплексной оценке его профессиональных навыков. В том числе, уточняется понятие "подходящая работа". Будут учитывать опыт и стаж, расположение рабочего места, особенности жизненной ситуации и здоровья соискателя. А также - отдаленность рабочего места от места проживания.

В ходе доработки законопроекта ко второму чтению в него также была включена норма о ежегодной индексации с 1 февраля минимального и максимального пособия по безработице.

Задачи на перспективу

При обсуждении в третьем чтении депутаты приняли постановление Государственной Думы, в котором зафиксировали важные направления дальнейшей работы в сфере занятости. Андрей Исаев в статье в "РГ" ранее объяснял, что речь, в частности, о мониторинге правоприменения нового закона о занятости. Рабочая группа будет при необходимости выходить с предложениями о внесении тех или иных изменений в законодательство.

Среди прочего, законодатели намерены отслеживать, как обновляются меры господдержки в сфере трудоустройства граждан.

Также, согласно постановлению, рабочая группа будет готовить предложения по повышению размеров пособия по безработице.

"В ближайшее время мы также планируем начать рассмотрение законов-спутников к закону о занятости, которые должны привести Трудовой кодекс, Налоговый кодекс и другие законодательные акты в соответствие с новыми нормами, - заявил Исаев. - Наконец, продолжится работа над законопроектом о платформенной занятости, который коснется около 5 млн граждан нашей страны".

Комментарий

Никита Чаплин, член комитета ГД по бюджету и налогам Р):

- В нынешнем году уровень безработицы в России упал до исторического минимума - 2,9%: сейчас это чуть больше 2 млн безработных по всей стране. На первый план, скорее, выходит другая проблема - острый дефицит кадров в разных сферах, поэтому государственная политика в сфере занятости населения, которая была принята 30 лет назад, требовала пересмотра с учетом новых экономических реалий.

Это не значит, что государство будет ужесточать меры поддержки для граждан, ищущих работу. В первые три месяца выплата по безработице составит более 12 тыс. рублей с учетом ежегодной индексации исходя из роста инфляции. В последующие три месяца граждане будут получать 5 тыс. рублей.

Кроме того, государство на законодательном уровне закрепляет содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников, а также осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Очень важно, чтобы граждане и работодатели знали, что государство может выступать в роли платформы, которая в состоянии помочь людям найти достойную зарплату, а предприятиям - ценные кадры. И в этой связи возникает вопрос в том, что, возможно, стоит рассмотреть вопрос создания на платформе госуслуг раздел по поиску работы, где люди будут обмениваться своими запросами и вакансиями.

Джамаладин Гасанов, депутат ГД:

- Закон о занятости - базовый. Фактически он оказывает важное регуляторное воздействие на рынок труда через уточнение понятий "занятость", "граждане, ищущие работу" и прочих.

К сожалению, в процессе работы над законопроектом и его обсуждением возникли непреодолимые на данном этапе разногласия по поводу регламентации вопросов платформенной занятости и самозанятых. Последнее определение пока так и остается специальным налоговым режимом, а не формой занятости. Думаю, что законотворческая работа в этом направлении будет продолжена.

В то же время, важным считаю законодательное закрепление единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений - "Работа в России". Ее оператором будет Роструд. Здесь будут размещаться вакансии, информация о работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест, а также гражданах, стремящихся найти работу. И это больше, чем государственный условный "хедхантер" или любой другой сайт для поиска работы - речь о достоверной и проверенной информации.

Заинтересованность государства здесь в том, чтобы иметь достоверные и оперативные данные о состоянии рынка труда. Это может сделать более гибкими меры поддержки и госпрограммы по переподготовке кадров.