Чем рискуют люди, соглашаясь на постоянную работу как самозанятые

Количество самозанятых в России достигло 9 миллионов человек. Ежедневно количество новых плательщиков налога на профессиональный доход прирастает на 8,5 тысячи, сообщается на сайте Федеральной налоговой службы. Однако популярность этого особого налогового режима с каждым годом растет не только за счет заинтересованных в нем работников, но и вследствие стремления некоторых работодателей нанимать сотрудников на временные проекты или просто экономить на налогах. «Парламентская газета» разбиралась, чем опасна работа без заключения трудового договора.

Чем рискуют люди, соглашаясь на постоянную работу как самозанятые
© Парламентская газета

Три причины популярности

Эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» начал действовать в России с 1 января 2019 года и продлится до 2029-го. Понятные правила, удобные расчеты и низкие налоги за пять лет позволили вывести из тени многих предприимчивых россиян. Свои услуги смогли легализовать программисты, сантехники, логопеды, тренеры, репетиторы и переводчики. Им требуется соблюдать только три условия: зарабатывать не более 2,4 миллиона рублей в год, работать без наемных сотрудников и заниматься разрешенной для этого режима деятельностью, например, не торговать подакцизными товарами и не выступать в роли посредника.

При работе с физическим лицом ставка, по которой рассчитывается налог для самозанятых, составляет 4 процента от суммы дохода, а при работе с компанией или ИП — 6 процентов. Существует и налоговый вычет, благодаря которому отчисления в первые годы деятельности еще меньше.

Юрист и налоговый консультант Валентина Яковлева считает, что у стремительного роста числа самозанятых в России есть три причины. Во-первых, это результат проводимой политики «обеления» в сфере налогов, повышение уровня самосознательности граждан. Во-вторых, компании, привлекая к работе самозанятых, стараются таким образом оптимизировать свои расходы, исключая уплату страховых взносов. В-третьих, это удобный способ оформления отношений с исполнителями при проектных, разовых работах.

«Не скажу, что работники-самозанятые рискуют, они просто взвешивают последствия и принимают решение. Компании, как правило, принимая на работу самозанятых, платят им чуть больше, чем сотрудникам по трудовому договору», — сообщила она в комментарии «Парламентской газете».

Без больничных и стажа

Самозанятость можно совмещать с основным местом работы — это, пожалуй, лучший вариант для легализации дополнительных доходов. Тем же, кто зарабатывает себе на жизнь исключительно в статусе самозанятого, есть над чем задуматься.

Самозанятые имеют право только на бесплатную медицинскую помощь по полису ОМС, при этом больничные и декретные им не положены, а чтобы накопить стаж и баллы для будущей пенсии, нужно отчислять взносы в Социальный фонд России самостоятельно. Если взносов не делать, годы трудового стажа теряются.

Самозанятым также отказано в получении налогового вычета за лечение, покупку недвижимости и образование. Банки при выдаче кредитов тоже не особо жалуют эту категорию граждан, они хоть и работают легально, но такой доход считается нестабильным.

Работодатели заключают с самозанятыми не трудовой договор, а договор гражданско-правового характера (ГПХ), и взаимоотношения регулируются не трудовым, а гражданским законодательством. Это значит, что уволить таких работников можно одним днем.

Подменить и минимизировать

На сайте Роструда в перечне самых распространенных случаев нарушений прав работников первым пунктом значится: «Выполнение обязанностей без оформления трудового договора». В Федеральной службе по труду и занятости признают, что в стране существует «многочисленная практика в отношении случаев попыток минимизации налогообложения путем регистрации работников в качестве индивидуальных предпринимателей и самозанятых, хотя фактически имели место трудовые отношения».

Закон о самозанятых от 27 ноября 2018 года № 422 предусматривает только два ограничения для таких случаев. Работник не может быть трудоустроен у одного и того же работодателя одновременно по трудовому договору и в качестве самозанятого. Кроме того, нельзя расторгнуть трудовой договор, а потом устроиться в ту же организацию в качестве самозанятого в течение двух лет. Эти ограничения предусмотрены, чтобы работодатели не экономили на налогах и не переоформляли своих работников в самозанятых, говорится в пояснении Роструда.

Налоговые органы очень тщательно проверяют договоры, которые организации заключают с самозанятыми, так как подменять трудовые отношения гражданско-правовыми запрещено законом. Как правило, доказательства неправомерной деятельности они находят достаточно быстро. Договоры в этом случает переквалифицируют, НДФЛ и страховые взносы — доначисляют, но уже со штрафами и пени.

Первый зампред Комитета Совет Федерации по экономической политике Иван Абрамов не исключает, что в скором времени придется более детально анализировать эту ситуацию, чтобы переход компаний на работу с самозанятыми не стал массовым.

«С одной стороны, хорошо, что налоги начали платить те, кто раньше вообще ничего не платил. Но, с другой стороны, нельзя допустить, чтобы все перешли на самозанятость, а плательщиков в Социальный фонд практически не осталось», — отметил он в комментарии «Парламентской газете».

Сенатор подчеркнул, что проблему эту нужно решать крайне аккуратно, чтобы не спровоцировать обратный процесс и не вернуть «в тень» только что из нее вышедших. В то же время надо понимать, что сегодняшние пенсионные выплаты напрямую зависят от наполнения бюджета Социального фонда, отметил он.