Служба занятости Петербурга помогает не только в поиске работы

Современный формат общения - цифровой. Сегодня с помощью смартфона можно записаться в поликлинику, получить необходимые выписки и справки через портал "Госуслуги" и даже найти работу. Как поясняет и. о. директора Центра занятости населения Санкт-Петербурга Татьяна Иванова, первый шаг в этом направлении - электронное обращение и электронное резюме. Потому что принципы клиентоцентричности, к которым сегодня стремится вся Служба занятости России, ставят во главу угла персонифицированный подход к каждому обратившемуся - соискателю или работодателю.

Служба занятости Петербурга помогает не только в поиске работы
© Российская Газета

Татьяна Анатольевна, как сейчас выглядит ситуация на рынке труда в Санкт-Петербурге?

Татьяна Иванова: В 2020 году из-за пандемии коронавируса было большое количество безработных - свыше 100 тысяч. И тогда мы были сосредоточены на оказании им максимально индивидуальной помощи. С тех пор ситуация значительно изменилась. Безработица вернулась на нормальный уровень (в Петербурге он крайне низкий), а количество вакансий увеличилось до 64 тысяч, поэтому фокус сместился на адресную помощь предприятиям и организациям города в закрытии потребности в персонале. Сейчас Служба занятости предоставляет разные услуги и сервисы более чем 22 тысячам работодателей.

Какие специалисты наиболее востребованы сегодня?

Татьяна Иванова: В последние годы основной запрос работодателей - на линейный персонал, рабочие профессии и специальности, то есть на синих воротничков. Это не потому, что работу через службу занятости ищет низкоквалифицированный персонал. Наоборот: сейчас у нас примерно 70 процентов соискателей - с высшим образованием, а 30 - с начальным или средним профессиональным. При этом 70 процентов вакансий - те самые электромонтеры, токари, фрезеровщики, операторы станков с ЧПУ, персонал для ретейла и тому подобное. Поэтому, чтобы удовлетворить спрос работодателей, мы активно ищем инструменты и ресурсы для покрытия кадровой потребности компаний.

Отмечу еще, что серьезно вырос запрос на инженерные специальности. Конечно, это связано в первую очередь с общероссийским трендом на импортозамещение и обеспечение технологического суверенитета нашей страны. Но причина также и в общей нехватке специалистов с техническим образованием. И это вопрос эффективного диалога работодателей и системы образования, а еще работы с молодыми людьми: школьниками, студентами, выпускниками и их родителями. Им надо показывать, что работать на современном производстве может быть не только интересно, но и перспективно. Что мы предпринимаем? Например, проводим Дни карьеры в вузах и колледжах, Молодежные карьерные форумы, ярмарки вакансий. Мероприятия, имеющие целью живое общение работодателя и соискателя. Например, Молодежный карьерный форум в этом году собрал почти 10 тысяч посетителей и более 300 работодателей города.

Видят ли работодатели в Службе занятости эффективный инструмент/ресурс решения кадровых проблем?

Татьяна Иванова: Мы хотим и делаем многое для того, чтобы это было именно так. Конечно, подобных ресурсов у работодателя должно быть несколько. Но у нас есть ряд преимуществ, в том числе налаженные связи с образовательными организациями (как общего, так и профессионального и высшего образования, около 200 партнерских соглашений), регулярные ярмарки вакансий, в том числе профильные, где участие работодателей бесплатно; различные образовательные проекты для персонала компаний. Хочу также отметить индивидуальную и проактивную работу с клиентами. Если работодатель обращается с запросом на быстрый подбор, например, линейного персонала, мы проводим за него и отбор кандидатов, и первичное интервью. В случае если у работодателя потребность в редких или высококвалифицированных специалистах, сотрудники центра занятости занимаются комплексом мероприятий - от поиска кандидатов на разных ресурсах по поиску работы (не только клиентов Центра занятости) до организации Дня карьеры в профильном колледже или вузе или переподготовки сотрудников компании "под заказ".

Кроме того, консультируем работодателей о трендах рынка, тенденциях. Например, анализируем профили вакансий на предмет привлекательности для соискателя. Социальные гарантии, бренд работодателя, безопасность труда - то, чему нужно сейчас уделять особенное внимание.

Можно ли с вашей помощью выбрать программу переобучения, чтобы потом устроиться на работу по востребованной специальности?

Татьяна Иванова: В этой сфере мы выделяем два больших направления работы. Во-первых, работодатель может обратиться к нам, если ему необходимо нарастить компетенции того персонала, который уже у него трудится. Есть соответствующая региональная программа - дополнительный сервис, который помогает активнее использовать внутренние ресурсы предприятия. В прошлом году по заявкам работодателей мы обучили около 1200 человек, в этом году - почти 2,5 тысячи человек.

Для соискателей программы переподготовки, повышения квалификации организованы в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография". Ежегодно около 10 000 горожан проходят обучение по востребованным в Петербурге профессиям и специальностям

Хочу обратить внимание, что обучение в рамках проекта бесплатное, в связи с чем участникам нужно делать выбор программы осознанно, понимая свою дальнейшую карьерную траекторию. Условием участия является трудоустройство или открытие собственного дела. Кроме того, заявители в обязательном порядке общаются с профконсультантами Центра занятости для определения целесообразности.

Какое внимание вы уделяете развитию дополнительных компетенций собственных специалистов?

Татьяна Иванова: У Службы занятости Санкт-Петербурга есть свой Учебный центр.

Новые программы для персонала службы разрабатываются регулярно, их более 20. Есть необходимость в постоянном прокачивании так называемых hard skills, то есть прямых профессиональных навыков - знание нормативной базы, которая постоянно изменяется. Но больше мы учим soft skills, "мягким навыкам": работа с конфликтами и стрессами, коммуникации, маркетинг и продажи. Ведь наши услуги, хотя они и бесплатны как для соискателей, так и для работодателей, мы тоже "продаем": стараемся заинтересовать потенциальных получателей.

Ежегодно такое обучение проходят около 700 человек. Отмечу, что непосредственно услуги населению и работодателям оказывают примерно 400 наших сотрудников, но многие становятся слушателями обучающих курсов не один раз в год.

Служба занятости сегодня оказывает не просто услуги по трудоустройству, а служит аккумулирующей площадкой для организации комплексной помощи соискателям. Для каких категорий граждан уже сформированы такие пакеты услуг?

Татьяна Иванова: Служба занятости проходит модернизацию в рамках национального проекта "Демография", поэтому комплексный подход в предоставлении услуг и сервисов касается всех клиентов, особое внимание уделяется наиболее уязвимым на рынке труда соискателям и приоритетным для города отраслям экономики.

Как правило, таким соискателям требуется не просто подобрать вакансию: за время декрета, например, женщина могла утерять профессиональные и надпрофессиональные компетенции - целесообразно пройти дополнительное обучение, получить индивидуальную консультацию психолога, психологическую поддержку, а если ей необходим гибкий график работы, то мы подбираем именно такие вакансии, причем недалеко от дома.

Такие пакеты сервисов мы создаем на основе анкетирования каждой целевой аудитории, находящейся в сходных условиях, проводим глубинные интервью, чтобы установить и неочевидные потребности. На основе полученных данных мы разрабатываем дорожные карты, маршруты клиентов: что и как делать вчерашнему студенту или маме с малышом, чтобы быстрее реализоваться в профессии, карьере.

Как убедить работодателей работать с такими сложными категориями, как, например, соискатели в возрасте 50+?

Татьяна Иванова: В компаниях, анализирующих свою финансовую деятельность, экономику, убедились, что гибкий, лояльный подход к требованиям к кандидатам дает массу преимуществ. Особенно там, где потребность в кадрах перманентная. К примеру, сетевой магазин рядом с домом возьмет сотрудницу на работу не на восемь или 12 часов, а на четыре. Так шансы найти сотрудника резко возрастают.

В начале пандемии, когда студентов перевели на удаленный формат обучения и многие из них уехали из Петербурга, во многих сетях быстрого питания присмотрелись к соискателям в возрасте 50+. Работодатели очень быстро оценили преимущества этой категории работников: исполнительны, заинтересованы в длительных отношениях.

А недавно мы вместе с "Водоканалом Санкт-Петербурга" победили в конкурсе правительства Северной столицы "Лучшие кадровые технологии" в номинации "Лучшая кадровая технология привлечения персонала" с проектом "Инклюзивный HR: отдел под ключ". Мы занимались наполнением целого отдела сотрудниками с особенностями здоровья. Функционально - это call-центр, занимающийся исключительно общением с клиентами. Мы вместе с работодателем провели огромную работу, чтобы подобрать для него таких сотрудников. Из 1500 человек, отобранных первично, в итоге сначала обучены эффективным коммуникациям, а потом и трудоустроены были 17 человек. Они работают с июня нынешнего года, все на месте, и практически все отмечают, что удовлетворенность от работы и работодателя - 100 процентов.

В двух районах Петербурга уже работают кадровые центры нового поколения "Работа в России". Их число будет увеличиваться?

Татьяна Иванова: Новые кадровые центры "Работа в России" открываются по всей стране. И изменения касаются не только внешнего вида помещений, техники и удобного зонирования, но и подхода к предоставлению услуг, работе с клиентом. Ключевая суть - сделать взаимодействие с клиентом эффективным, быстрым, комфортным и еще более доступным

Сейчас у нас работают два кадровых центра нового поколения "Работа в России" во Фрунзенском и Колпинском районах. До конца года мы запустим еще два в Кронштадте и Петродворцовом районе, а в следующем году - в Невском, Центральном, Красногвардейском, Московском, Красносельском районах города.

В открывшихся центрах мы реализуем новые принципы и подходы к работе, оказанию услуг и сервисов для соискателей и работодателей в рамках жизненных и бизнес-ситуаций, предложили удобную маршрутизацию и создали зоны цифровых сервисов, коворкинги и нетворкинги. С января 2024 года новые форматы и формы работы будут реализованы во всех районных агентствах занятости.

При этом предоставление одной услуги или даже набора сервисов - далеко не конечная цель. Мы хотим, чтобы обращение в службу занятости стало для жителей Петербурга привычным и удобным: сегодня человек зашел посмотреть вакансии, завтра - узнать о работе на каникулах для ребенка-подростка, потом - поинтересоваться, чем еще мы можем быть ему полезны в планировании или перепланировке карьеры.