Эксперт: В России не хватает 200 тысяч курьеров, а дефицит водителей грузовиков превышает 50 тысяч

Компании спешно начали поиск временных сотрудников на предновогодние недели и Новый год, сообщили "Российской газете" участники рынка. Но найти необходимое количество упаковщиков, курьеров не удастся, неквалифицированных сотрудников не хватало и до наступления пикового периода, а теперь их дефицит эксперты оценивают в сотни тысяч.

Эксперт: В России не хватает 200 тысяч курьеров, а дефицит водителей грузовиков превышает 50 тысяч
© Российская Газета

Рост числа вакансий с предложением временной работы или подработки на предновогодний период и новогодние каникулы отмечен во всех округах России, сообщили в SuperJob. Больше всего спрос вырос в сфере доставки и торговли, особенно интернет-торговли. "Спрос на курьеров, водителей-курьеров в службах доставки вырос в среднем на треть, в целом по стране не хватает 200 тыс. курьеров, кратно увеличился спрос на водителей грузовиков - дефицит превышает 50 тыс. Серьезный дефицит младшего линейного персонала на складах, сборщиков/комплектовщиков", - говорит президент Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России (МАКС) Александр Митюков.

Перед Новым годом количество покупок растет, что увеличивает нагрузку на торговлю и усугубляет дефицит кадров.

В торговых сетях покупательский трафик в такие периоды обычно растет на 20-30%, указывает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. Товарооборот в пиковый сезон растет в 2-2,5 раза, поясняет СЕО ювелирного холдинга SOKOLOV Николай Поляков. Это приводит к спросу на линейный персонал, отмечает он. За год количество новых вакансий в логистической отрасли выросло в два с лишним раза, уточнил Митюков.

Число упаковщиков в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось в три раза, отметили в "Авито Работа". "Сложнее всего найти кладовщиков и курьеров. В пиковый период эта задача стоит особенно остро для всех служб доставки", - подтвердили "РГ" в пресс-службе СДЭК.

Ретейлеры готовятся к пиковому сезону заранее - привлекают временный персонал на аутсорсинге для работы в дарксторах, РЦ, магазинах, автопарках. Также торговые сети перераспределяют действующих опытных сотрудников в магазины с наибольшим трафиком и в недавно открытые торговые объекты, поясняет Караваев.

Участники рынка собираются сделать ставку на оптимизацию распределения персонала и повышение его загрузки. Одним из способов увеличить нагрузку на курьеров, дефицит которых чувствуется сильнее всего, становится оптимизация их работы, для этого пересматриваются графики и маршруты движения курьеров, сообщили в пресс-службе СДЭК.

Ресурс по повышению скорости и количественных показателей доставки у компаний еще не исчерпан, считают эксперты, но он не безграничен. В крупных маркетплейсах поиск дополнительных сотрудников проводится до периода распродаж, который также увеличивает потребность в дополнительных сотрудниках складов, пунктов выдачи и доставки. В среднем подготовку необходимо начинать за два месяца до Нового года, считает Николай Поляков.

В торговых компаниях есть практика перераспределения офисных сотрудников на склады и в магазины, это подтвердили "РГ" ряд участников рынка. Сотрудникам предлагают занять позиции кассиров, кладовщиков, сборщиков, продавцов. При этом им платят повышенную зарплату и проводят мотивирующие мероприятия, например, розыгрыши призов, чтобы увеличить количество работников, готовых в праздники прийти на помощь коллегам.

Максимально привлекательные условия для персонала стараются создать как представители офлайн-, так и онлайн-торговли. "Потребность в кадрах, в том числе в привлечении линейного персонала, является насущной для торговой отрасли", - говорит Караваев. Ретейлеры применяют максимально гибкие подходы в найме, удержании и повышении вовлеченности своих сотрудников, отмечает он. Этого же подхода придерживаются и работодатели в интернет-торговле. "E-commerce, сервисы доставки в преддверии высокого сезона предлагают гибкие условия работы, дополнительные бонусы исполнителям, осуществляющим услуги доставки", - рассказывает Митюков. Но спрос на рынке труда по-прежнему превышает предложение, констатирует он.

В торговле научились готовится заранее к пиковым периодам, но это все равно не помогает решить проблему дефицита кадров

Бороться за недостающие кадры компании готовы с помощью зарплат. За год зарплата упаковщиков выросла на 16%, а кладовщиков на 12%, посчитали в "Авито Работа". Больше всего в предновогодние недели готовы платить водителям-курьерам - в среднем 95 тыс. руб. в месяц. Максимальная зарплата может достигать 200 тыс. руб. в месяц при большом количестве выполненных заказов. С начала года зарплаты курьеров-водителей выросли на 17%. Пеших курьеров - на 12%. Им готовы платить 70 тыс. руб. в среднем и 115 тыс. руб. максимально.

У временных работников, которых нанимают на предновогоднее время в торговлю, зарплата редко состоит из оклада и премии. В основном работодатели предлагают доход, который напрямую зависит от выработки. Чаще всего используется повременная (в зависимости от количества отработанных часов) или сдельная (от объема работы) оплата труда. Также практикуется заработок, состоящий из оклада и процента с продаж. Причем выплата зарплаты временных работников часто производится каждую неделю.

Брать дополнительных сотрудников в штат на 1-2 месяца нецелесообразно, поэтому их привлекают в качестве part-time (парт-таймеров), работающих по гибкому графику неполный рабочий день или по совместительству сотрудников, поясняет Николай Поляков.

Разогревать рынок постоянным повышением зарплат и вознаграждений - тупиковый путь, считает Митюков. Однако он отмечает, что привлечение новых кадров является первоочередной задачей для сервисов доставок, e-commerce. И останется таковой даже после окончания пикового периода. Поэтому торгово-логистическая отрасль не сможет просто "переждать" проблему. Ее все равно придется решать. И пока самый простой способ - это увеличивать оплату труда, перетягивая трудовые ресурсы у других сфер деятельности, отмечают эксперты. Для покупателей это будет означать повышение стоимости доставки. Однако резкого роста, скорее всего, не будет, логистические компании постараются компенсировать рост издержек на оплату работы сотрудников за счет увеличения объемов доставки и роста оборота.

При этом подготовить и доставить все покупки представители рынка рассчитывают в оговоренные сроки. Пока серьезных задержек с доставкой товаров они не прогнозируют.