Депутаты предлагают работодателям ввести должность наставника

В Трудовом кодексе предлагается прописать обязанности наставников - опытных работников, передающих свои знания и навыки более молодым сотрудникам. Законопроект об этом (есть в распоряжении "Российской газеты") до 15 декабря должна рассмотреть Российская трехсторонняя комиссия. И дать на него заключение.

Депутаты предлагают работодателям ввести должность наставника
© Российская Газета

Отмечается, что программы наставничества реализуются в регионах и широко распространены на гражданской службе. Кроме того, наставничество как род деятельности в нашей стране существовало и ранее. Еще в 1931 году в СССР вышло постановление Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов "О шефстве кадровых рабочих над молодыми". И с этого времени появилась новая форма профессионального обучения - шефство (наставничество), которая позволяла компенсировать нехватку специализированных учебных заведений в условиях резкого роста потребности в рабочих кадрах. Однако, правовое регулирование оставалось на уровне отдельных постановлений ВЦСПС или Госкомтруда СССР.

"Предложение депутатов легитимизировать в Трудовом кодексе идеи наставничества, конечно, заслуживает внимание. Поскольку именно в данный период времени наставник стал ключевым фактором быстрой передачи профессиональных навыков работникам, которые решили сменить профессию", - считает профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.

Но, по его мнению, механизм наставничества должен получить в ТК отдельную главу, поскольку это особая форма организации трудовых отношений, которая может предполагать появление новых вопросов - таких, как дополнительная оплата труда, ответственность за производственную безопасность обучаемого, сопряжение отпускных периодов для наставника и обучаемых. "В предлагаемом депутатами варианте поправок в ТК выбрано внесение изменений в статьи: 60.2 ( "Совмещение профессий (должностей", "Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором") и 151 ("Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором"). По своей сути они являются статьями, определяющими общие подходы для неопределенных случаев расширения сферы трудовых обязанностей и доплат за расширение обязанностей работников. По своему смыслу эти статьи дают работодателю большие полномочия перестраивать процесс организации труда и доплачивать за новые обязанности", - поясняет эксперт.

Вместе с этим, по его мнению, депутатом надо более активно провести консультации с работодателями и профсоюзами и более подробно описать особенности организации труда наставников, возможность введения минимальных дополнительных гарантий в оплате труда и отпуска. "В СССР это было почетное занятие, сейчас же любой работник в первую очередь спросит: " А как это скажется на моем заработке и рабочем времени?". Понятное дело, что брать на себя ответственность наставника и дополнительную нагрузку без соответствующей оплаты никто не захочет. По крайней мере, зарплата у наставника точно не должна страдать, ведь он должен будет отвлекаться от своей основной работы", - подчеркивает Сафонов.