Войти в почту

Из-за «зарплатной борьбы» себестоимость автодоставки вырастет

В уходящем году зарплата водителей большегрузов удвоилась, до 165 тыс. руб. А в будущем году ее рост тоже не остановится. Участники рынка рассказали РЖД-Партнеру, что тариф на автомобильные грузоперевозки в будущем году увеличится с 82 до 96 руб. за км.

Из-за «зарплатной борьбы» себестоимость автодоставки вырастет
© РЖД-Партнер

Причины для роста затрат автоперевозчиков

Фонд оплаты труда водителей большегрузных автомобилей, возможно, превысит 300 тыс. руб., об этом рассуждает эксперт транспортной отрасли Александр Цыпин. Перевозчики согласны, за минувший год зарплата водителей грузовиков увеличилась более чем в два раза, до 165 тыс. В 2024 году ее поднимут еще минимум на 30%.

Рост зарплаты водителям заставляет автоперевозчиков поднимать тариф на автоперевозки. Согласно предварительным итогам 2023 года, он уже вырос на 34%, до 82 руб. за км. Причин для этого несколько. Стоимость автоперевозки растет из-за увеличения предельной стоимости проезда по платным дорогам в 2,6 раз и топливных затрат на 5%. Кроме этого, перевозчики несут затраты и на покупку магистральных тягачей. Машины иностранного производства за два года выросли в цене, в среднем, на 40%, до 10 млн руб. И этот рост тоже не остановить из-за нестабильности национальной валюты. Из-за изменения валютного курса расходы на обслуживание техники и закупку запчастей, ставшие в этом году выше в среднем на 30%, свой рост не остановят.

В 2023 году производители и дистрибьюторы частично компенсировали увеличенный в 1,7 раз утилизационный сбор за счет своей маржинальности, а с 2024 года – могут снова повысить цены, прогнозирует А. Цыпин. Вырастут также расходы перевозчиков на лизинг техники. После увеличения ключевой ставки до 16%, ставки на лизинг уверенно перешагнули планку в 20%. В целом средняя ставка за год увеличилась в два раза – до 18%.

Остановить рост

Тариф на автомобильные грузоперевозки может увеличиться с 82 до 96 руб. за км, что скажется на конечной стоимости товаров в России, об этом сообщают транспортные компании, члены Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов – ПЭК, «Байкал Сервис», «МТЭК-Логистик», «Орда».

«Чтобы не допустить увеличения цен на товары, важно разработать меры развития отрасли автомобильных грузоперевозок, которую отличает от других фрагментарность: 10 крупнейших перевозчиков занимают долю рынка менее 10%, большая часть игроков – индивидуальные предприниматели и малый бизнес», – говорит Вадим Филатов, сооснователь ООО «Первая Экспедиционная Компания» и руководитель Ассоциации.

С его слов, необходимо систематизировать регулирование отрасли, разработать меры финансовой поддержки, включая льготы на закупку техники и ее обслуживание. Это в том числе позволит снизить средний возраст автопарка перевозчиков, который сейчас превышает 20 лет, подчеркивает эксперт. А спрос на авиаперевозки, даже несмотря на рост тарифов, тоже увеличивается, об этом свидетельствует руководитель коммерческого отдела «МТЭК-Логистик» Евгений Симаков. Так, по данным Ассоциации автомобильных перевозчиков и экспедиторов, объем автомобильных грузоперевозок за 2019–2023 годы увеличился на 10% (с 5,7 до ожидаемых 6,3 млрд тонн), грузооборот – на 39% (с 275 до 382 млн т-км). При этом компаниям остро не хватает техники – потребность в магистральных тягачах в этом году составила от 50 до 60 тысяч ТС, в следующем ожидается на уровне примерно 40 тысяч ТС.