Рекордный показатель: 53% россиян смотрят в новый год с небывалым оптимизмом

Стакан точно наполовину полон. У россиян оказался рекордно высокий уровень оптимизма. О таких результатах своего последнего опроса сообщил ВЦИОМ. По его данным, более половины, 53%, опрошенных граждан провожают год с хорошим настроением и чувством оптимизма — это на 15% больше, чем в конце прошлого года.

Рекордный показатель: 53% россиян смотрят в новый год с небывалым оптимизмом
© BFM.RU

По словам директора ВЦИОМ Валерия Федорова, это рекордный показатель. Доля пессимистов за год сократилась с 22% до 11%. От наступающего 2024 года россияне ждут окончания боевых действий, возвращения домой мобилизованных и подписания мирного соглашения с Украиной, а также подъема экономики, снижения цен и возобновления международной торговли. В число самых ожидаемых событий вошли выборы президента.

Главные причины небывалого подъема оптимизма россиян перечисляет директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России Алексей Зубец:

Алексей Зубец директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России «Уровень оптимизма растет не только по данным ВЦИОМ, но и по другим источникам. Есть несколько параллельных социологических компаний, которые делают подобные замеры, и все они говорят о том, что, действительно, уровень оптимизма среди россиян растет. Кроме этого, исследования, которые мы проводим в Финансовом университете, тоже показывают, что уровень тревожности падает. С чем это связано? Прежде всего это некая стабилизация ситуации на фронте спецоперации. То есть одни из главных факторов, обеспечивающих рост тревожности, это события, новости с фронта, люди очень переживали по поводу контрнаступления и так далее. То есть был высокий уровень неопределенности и тревожности. Сегодня понятно, что украинское наступление закончилось ничем, из-за этого люди немного расслабились. Вторая история — это рост доходов, рост зарплат. Данные разных опросов показывают, что более половины компаний уже повысили зарплаты своим сотрудникам еще в течение этого года и значительное число собирается сделать это до Нового года или в начале следующего. Рост доходов населения, рост реальных доходов — это один из факторов, который способствует оптимизму. Плюс к этому на сегодняшний день в России имеется некая единая идеология, понятная для населения: есть свои, есть чужие, есть ясно поставленные цели, и все понимают, что российские власти работают над тем, чтобы этих целей достичь. На сегодня нет никаких сомнений в том, что правительство активно работает над задачами развития экономики и социально-экономического развития страны».

Делать оптимистичных выводов из опроса с оптимистичными данными, пожалуй, все же не стоит, возможно, сыграл эффект несбывшихся негативных ожиданий, говорит социолог, руководитель центра «Региональные исследования» Дмитрий Лобойко:

Дмитрий Лобойко социолог, руководитель центра «Региональные исследования» «Оптимист отличается от пессимиста тем, что пессимист думает, что хуже не будет, а оптимист уверен: будет. И в этой шутке, на самом деле, только доля шутки. Позитивные данные ВЦИОМ не говорят ничего хорошего о социальном самочувствии россиян, так как позитив основан не на объективном росте благосостояния, где чувство безопасности, а на эффекте несбывшихся негативных ожиданий. Думали, например, что оторвут голову, а оказалось, что отделались легким испугом, но это хорошо само по себе? Общество не может жить в постоянном напряжении. В социологии есть такие понятия, как эффект интервьюера и представление респондента об ожидаемом желаемом ответе. Люди говорят то, что считают, что от них ждут, люди не доверяют социологам, и это показывают данные того же ВЦИОМ, только не последние, а с ноября этого года. Опросная социология в России сейчас переживает кризис, связанный во многом с состоянием общества, состоянием российской политики. По сути, ВЦИОМ замерил число людей, не пребывающих в депрессии и готовых хоть что-то делать для улучшения своей жизни, не более. В целом хорошие результаты. Другой вопрос, кому нужны эти данные, в чем их ценность. Ни власти, ни бизнесу эта информация ничего ценного не дает. Например, бизнес в последние годы практически не использует данные ни госстатистики, ни массовых опросов. Бизнес предпочитает выуживать данные Big Data, покупая их, например, у сотовых операторов или анализируя данные налоговой отчетности конкурентов, это делает бизнес. Власть опирается на систему мониторинга социальных сетей, на закрытые опросы, а также на фокус-группы. Все эти массовые опросы, которые, по сути, имеют общую температуру по больнице и то неточную, на самом деле, это инфоповоды».

Во ВЦИОМ напомнили, что последний подобный всплеск оптимизма у россиян был в 2007 году на фоне экономического подъема. Падение было резким: самый высокий уровень пессимизма социологи фиксировали уже спустя год, в кризисном 2008-м.