Эксперты назвали основные уловки мошенников в новогодние праздники

Праздничные дни, особенно новогодние, активно используются мошенниками для атак на счета клиентов в период пониженной бдительности. При этом схемы обмана, как объяснили "Российской газете" эксперты, постоянно меняются, но принципы и цели остаются неизменными.

Эксперты назвали основные уловки мошенников в новогодние праздники
© Российская Газета

Как сообщил "РГ" старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов, начало декабря не было отмечено существенным ростом числа мошеннических атак. Их количество, по словам эксперта, увеличивается непосредственно в праздники, когда клиенты более расслаблены, и в последние дни декабря - на фоне переключения внимания граждан на предпраздничную суету.

"Поэтому важно не терять бдительности и не продолжать разговор, если он кажется вам подозрительным - зачем тратить на это свой отпуск? - рассуждает Чугунов. - Не сообщайте вашу личную и персональную информацию, в том числе банковскую".

Это довольно понятный, как отмечает эксперт, и простой набор рекомендаций, которые помогут защитить средства клиентов в большинстве случаев.

Топ-менеджер банка отметил, что большинство фишинговых атак связаны с акциями, "распродажей" подарков, организацией праздников, покупкой билетов в театр и кино.

"В сценариях телефонного мошенничества сейчас в топе схемы, связанные с обращением якобы операторов связи. Ссылаясь на необходимость продлить договор сотовой связи или получить новогодние бонусы, они пытаются получить доступ в личный кабинет абонента и выманить коды доступа к различным сервисам, включая мобильный банкинг", - обращает внимание Чугунов.

Фото: iStock

Сейчас практически любой информационный повод, включая государственные праздничные дни, активно используется злоумышленниками, добавил директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов. И сценарии обмана граждан постоянно меняются.

"В сети интернет может появляться большое количество фишинговых сайтов, имитирующих официальные ресурсы, предлагающие приобрести товары с большой скидкой, мошеннических сайтов по продаже железнодорожных и авиабилетов, сервисов по бронированию гостиниц и связанных с ними сервисов", - говорит эксперт.

При этом граждане активно посещают различные культурные мероприятия в праздничные дни, в связи с чем возможно появление поддельных ресурсов по продажи билетов на них. В ПСБ добавили, что аферисты могут представляться сотрудниками правоохранительных органов, Банка России или руководителями других организаций.

Мошенники нацелены на все категории клиентов, говорит Чугунов. "Но чаще всего попадаются активные пользователи в возрасте 30-40 лет, которые охотнее совершают финансовые операции", - добавил эксперт.

По данным ВТБ, наибольшее количество атак - 25% - приходится на банковских клиентов в возрасте от 35 до 44 лет. Доля тех, кому от 45 до 54, составляет 20%. На клиентов от 55 до 64 лет приходится 17%, а на граждан от 25 до 34 лет и людей старше 65 лет - по 14%. То есть ведутся на уловки не только пожилые и доверчивые люди, но и молодежь до 25 лет. Особенно такие случаи участились в последнее время, отмечает старший вице-президент ВТБ.

По данным ЦБ, в третьем квартале 2023 года банки отразили 10,8 млн атак на счета своих клиентов. Кварталом ранее было зафиксировано заметно меньше таких случаев - 6,6 млн. Активность мошенников, как отмечается в обзоре регулятора, в третьем квартале выросла. Но несмотря на возросшее число отраженных атак на счета, им все-таки удалось успешно провести 288,8 тыс. операций без согласия клиентов.

"Это на 23% больше, чем средний показатель за предыдущие четыре квартала. Однако ущерб для граждан от действий мошенников по сравнению с соответствующим периодом, напротив, снизился на 11,3% и составил 3,6 млрд рублей", - указывает ЦБ.

Эксперты Почта Банка назвали "РГ" самые распространенные и опасные мошеннические уловки, которых стоит остерегаться в новогодние праздники. Среди них - горящие туры с большой скидкой, оплачивать которые нужно на мошенническом сайте; пособия; социальные выплаты к Новому году; бонусы от банка или выигрыши в лотерею, сообщения о которых могут поступать даже со взломанных аккаунтов знакомых или по электронной почте с мошеннической ссылкой.

Используют аферисты и новые методы, такие, как QR-коды для снятия наличных, отправлять которые ни в коем случае нельзя. Могут предлагать быстрый заработок и напоминать об уплате налогов. То есть сценариев существует огромное количество, но принципы социальной инженерии, как и цели мошенников, неизменны.