Войти в почту

В СКФО компании поднимают зарплаты из-за отсутствия конкуренции

Исследование российского рынка труда, которое в начале 2024 года провели крупнейшие профильные сайты, показало, что масштабный дефицит кадров, ярко проявившийся в 2023-м, в нынешнем году не только сохранится, но и будет набирать обороты. Ведь его главная причина - демографическая ситуация - быстро не исправится.

В СКФО компании поднимают зарплаты из-за отсутствия конкуренции
© Российская Газета

В СКФО зафиксирован острейший дефицит рабочих профессий в Ставропольском крае, КБР, КЧР, Дагестане и Северной Осетии. Обстановка обостряется тем, что из-за дефицита кадров на рынке труда нет конкуренции, и в итоге уже не сотрудники выстраиваются в очередь на вакантные места, а работодатели вынуждены гоняться за соискателями и предлагать им зарплату выше, чем в компаниях-конкурентах. Эта тенденция ведет к росту денежной массы, а с ней - к инфляции. В то же время производительность труда, по прогнозам, застынет на месте и не будет повышаться, что является одним из самых губительных факторов для экономики как региона, так и страны в целом.

По данным аналитиков платформы hh.ru, в 2023 году средний уровень конкуренции на рынке труда в России держался на отметке 3,5 пункта, то есть на одну вакансию приходилось всего 3,5 резюме. В Ставропольском крае эта цифра еще ниже - 3,4, при том что показатель менее четырех резюме на вакансию свидетельствует о масштабном дефиците кадров. В КБР он в среднем составлял 1,1, в Карачаево-Черкесии - 3,6, в Дагестане - 2, в Северной Осетии - 2,6. Сложившаяся ситуация - абсолютный антирекорд за всю историю наблюдений.

По оценкам экспертов, теперь рынок труда приобрел эпитет - "жесткий". На нем не потенциальные сотрудники конкурируют друг с другом, чтобы получить заветное место, а работодатели готовы пойти в буквальном смысле на все что угодно, лишь бы привлечь нужных специалистов. Иначе работать будет некому, а компания без сотрудников - прямой путь к банкротству.

Ко всему прочему, в стране очень низкая мобильность - люди редко переезжают из региона в регион при том условии, что мест с избыточны- ми трудовыми ресурсами на карте РФ, к сожалению, нет. Точно так же обстоит дело и на Северном Кавказе.

Кадровый голод затронул все отрасли - розничной торговли, автомобильного бизнеса, продаж, медицины и фармацевтики, строительства и недвижимости, транспорта, логистики и перевозок, а также производства и гостеприимства. Но больше всего работодателям нужны так называемые "синие воротнички" - представители рабочих профессий.

- В топ-20 самых редких и востребованных профессионалов в Ставропольском крае вошли в большинстве своем представители различных рабочих специальностей, - комментирует директор hh.ru Юг Олеся Лавренова. - В регионе остро не хватает токарей, дворников, автомехаников, операторов производственных линий. Наблюдаются и серьезные проблемы с комплектованием штата в сфере розничной торговли, общепита и медицины. Компании активно ищут персонал, увеличивают заработную плату, идут в вузы и ссузы за будущими специалистами, но закрыть свои потребности все равно не могут - количество вакансий растет месяц к месяцу, а вот количество резюме, к сожалению, показывает отрицательную динамику - особенно ярко с марта прошлого года.

- Российская экономика проходит процесс структурных преобразований, в связи с чем количество рабочих мест будет расти, - отмечает член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агван Микаелян. - Нехватка рук и низкая безработица приводят к повышению зарплат и жесткой конкуренции за кадры при невысокой производительности труда. А опережающий рост заработков раскручивает инфляцию, создавая финансовые риски. Это характерно и для Северного Кавказа, и для любых других регионов страны.

Эксперты, опрошенные корреспондентом "РГ", отмечают, что с учетом демографической ситуации даже массовое привлечение иностранцев не сильно изменит расклад сил.

- Сейчас, чтобы нанять или сохранить квалифицированных сотрудников, компании вынуждены предлагать лучшие, чем у конкурентов, условия, в том числе повышать зарплату, - отмечает генеральный директор ВНИИ труда минтруда России Дмитрий Платыгин.

- В итоге страна находится на этапе, когда повышение эффективности работы становится важнейшим фактором жизнеспособности экономики в будущем, - уверен Агван Микаелян. - Поскольку дефицит рабочих рук никуда не денется, однозначным трендом на горизонте 2030 года будет борьба за повышение производительности труда.

О том, что нехватка квалифицированных рабочих является одним из главных вызовов России, в декабре 2023-го говорил и глава минэка Максим Решетников.

Чтобы нанять или сохранить квалифицированных сотрудников, компании вынуждены предлагать лучшие, чем у конкурентов, условия

В качестве наглядного промера, показывая остроту кадрового голода, эксперты по рынку труда приводят цифры по Ставропольскому краю - крупнейшему региону СКФО. Здесь в конце зимы 2023 года количество вакансий по отношению к январю 2021 года выросло на 152 процента (!), а количество резюме - только на 24 процен-та (!), то есть разница между спросом и предложением колоссальная.

Средняя предлагаемая зарплата в Ставропольском крае за год выросла на восемь тысяч рублей. Если в январе 2023 года она составляла 34 тысячи, то по итогам декабря - уже 42 тысячи рублей. При этом выросла и средняя ожидаемая зарплата - с 40 до 50 тысяч рублей.

Активнее всего поднимались зарплаты самых дефицитных сотрудников - рабочих специалистов, а также линейного массового персонала. По данным аналитиков hh.ru, основными причинами такого роста зарплат являются инфляция, которая влечет за собой вынужденное повышение оклада работников, и дефицит кадров на рынке труда, когда компании начинают переманивать специалистов друг у друга рублем.

Если же предприятия отказываются поднимать зарплату и улучшать условия работы, то в условиях дефицита рабочей силы они попадают в катастрофическое положение, которое грозит их закрытием. Ярким примером тут может служить ситуация, которая сложилась в сфере общественного транспорта в Ставрополе. Город получил полсотни новых автобусов, но водителей для них нет. На те условия, которые предлагают людям, работники отказываются идти.

- На 50 новых автобусов, которые в январе уже должны поехать по маршрутам, сейчас набрали 15 водителей, при том что для обеспечения режима труда на одну машину нужно условно по два водителя. Таким образом, требуется в общей сложности 90-100 человек, - говорит член комиссии по развитию транспорта в Ставрополе при краевом миндоре Андрей Черняков. - Получается, что либо водители, которые сядут сейчас за управление этими новыми автобусами, будут ездить с переработкой, либо большая часть машин начнет простаивать.

Водители уходят работать дальнобойщиками, таксистами или в другие сферы - ведь, согласно статистике, уровень безработицы крайне низкий, рабочие руки требуются везде. И если на муниципальном предприятии поднимать зарплаты не хотят, то госучреждение теряет специалистов, простаивает, не может выполнять свои функции, что ведет к росту социальной напряженности. Ведь без общественного транспорта - никуда.

Подобная ситуация складывается и во всех других сферах, начиная от медицины и заканчивая добывающей промышленностью и сельским хозяйством.

Мнение

Наталья Данина, главный эксперт hh.ru по рынку труда:

- Хотя уровень конкуренции за вакансии и сейчас далек от нормы, хорошая новость в том, что это некая точка фиксации, ниже которой индекс опускаться не будет. Однако о подъеме тоже говорить не приходится - в обозримом будущем больше людей на рынке труда не появится. Если HR с этим фактом уже смирились, то бизнес - пока нет.